Цель : создание настроя на совместную работу, снижение мышечного и эмоционального напряжения.
Необходимый материал: музыкальное сопровождение.
Продолжительность : 5 мин
Инструкция: Ребята, давайте немного разомнемся, создадим себе веселое настроение и поиграем в подвижную игру «Путаница». Сейчас мы с вами встанем близко друг другу, образуем узкий круг, закроем глаза и вытянем руки вперед, а ведущий-доброволец соединит наши ладони между собой. Когда начнет играть музыка, открывайте глаза и начинайте распутываться, но разрывая при этом рук. Должен получиться круг или шеренга. (В случае, если участникам не удается справиться с задачей, можно разъединить «путаницу» в одном месте).
Вопросы для обсуждения:
· Понравилось вам игра?
· Какое у вас теперь настроение?
· Теперь вы готовы начать наше занятие?
Основное содержание занятия
Короткая беседа:
Цель: развитие умения осознанно выражать свои эмоции и чувства, развитие навыков эмоционального самоконтроля.
Доброволец: Ребята, давайте поговорим о том, что такое эмоции и чувства, почему и когда мы их испытываем, для чего нам они нужны. Если мы успешно разберемся в этой теме вместе, вам потом будет легче понять, какое у вас настроение и в чем оно проявляется.
- Ребята, как вы думаете, что такое эмоции?
(Кратковременные душевные переживания).
- А какие эмоции бывают?
(Они могут быть «положительные» и «отрицательные». Все они нужны и полезны, так как помогают человеку регулировать свое поведение).
- Что такое чувства?
(Длительные душевные переживания, например, радость, восторг, обида).
- Какие вы знаете эмоции и чувства?
(Радость, грусть, обида, удивление, вина, интерес, гнев, отвращение, страх, презрение, стыд).
- С помощью чего люди выражают свои эмоции и чувства?
(С помощью слов, мимики, интонации, жестов).
Арт-терапевтическое упражнение «Нарисуй за минуту»
Цель : развитие навыков выражения и определения эмоций и чувств, снятие эмоционального напряжения, формирование навыков рефлексии.
Продолжительность : 5 минут
Необходимый материал : листы А-4, цветные карандаши.
Инструкция: Теперь давайте начнем тренироваться осознавать свое настроение, самый простой способ для этого – нарисовать его.
За одну минуту нарисуйте свое настроение, не рисуя ничего конкретного, – используйте только линии, формы, различные цвета. Все закончили рисовать? (ответы детей). А теперь передайте свой рисунок соседу справа. Посмотрите внимательно на рисунок, который оказался у вас в руках. Попробуйте угадать, какое настроение изображено на нем. Кто готов рассказать, как ему кажется какое настроение изображено на рисунке его соседа?
Вопросы для обсуждения:
·
· Легко ли было изобразить на бумаге свое настроение?
· Трудно было понять, какое настроение нарисовал ваш сосед?
Игровое упражнение « Паутина»
Цель : снятие внутреннего напряжения, поиск ресурсного состояния.
Продолжительность : 10 минут
Необходимый материал : клубок ниток.
Инструкция : Прежде чем продолжить наше занятие, давайте немного поиграем. Эта игра поможет нам лучше узнать друг друга. Для этого нам нужно сесть в круг. У каждого из вас сейчас есть возможность немного рассказать о каком-то своем самом любимом месте. Это может быть место, в котором вы бывали, или в котором вы бы хотели оказаться. Это место, думая о котором, вы чувствуете радость.
Процедура проведения: Эту игру начинает ведущий. Он берет клубок ниток и, сказав о своем любимом месте, зажимает свободный конец нити в руке и кидает клубок любому участнику, договорившись перед этим с ним «глазами» и сказать ему: «А теперь твоя очередь».
Таким образом, все дети оказываются в «паутине».
Спасибо вам, что поделились своими любимыми местами, которые дарят вам радость. И теперь, когда мы объединены этой паутинкой, мы можем прикрыть глаза и представить, как по ниточкам эта радость от каждого вашего любимого места передается от участника к участнику. И теперь, когда нам грустно, мы можем представлять не только наше любимое место, но и любимые места других ребят, которые нам понравились. А теперь давайте распутаем паутинку. (Доброволец аккуратно распутывает паутинку).
Вопросы:
- Нравится ли вам наша паутина?
- Понравилось ли вам рассказывать о любимом месте?
- Что нового вы узнали друг о друге?
Игровое упражнение «Сломанный телефон»
Цель : снятие эмоционального напряжения, сплочение группы.
Продолжительность : 10 минут
Доброволец: И снова у нас по расписанию игра! А вы знаете, что смех - очень полезен для организма? Сейчас мы будем играть в игру, которая позволит каждому из вас от души похохотать.
Инструкция: Сейчас мы с вами сядем так, чтобы получился ряд. С одного конца нашего ряда один участник задаст соседу вопрос, который он должен передать дальше, не переспрашивая при этом услышанные слова. С другого конца участник ряда передает ответ, и его сосед поступает также, т.е. передает услышанные слова следующему. Участники, оказавшиеся посередине ряда, озвучивают вопрос и ответ, которые дошли к ним по цепочке.
Примерные вопросы и ответы:
1. «Кто шуршит в норке? – мышка»
2. «Кто любит кашу? – малыши»
3. «Кто щекотал любимого щенка? – Всеволод Георгиевич»
4. «На что похоже оранжевое солнце? – на спелый апельсин»
5. «Кто испачкал шорты соусом? – неряшливый Паша».
Психогимнастическое упражнение «Маска»
Цель : снятие эмоционального напряжения, развитие навыка невербального выражения эмоций.
Продолжительность : 5 минут
Доброволец: Теперь, когда мы кое-что узнали об эмоциях и друг о друге, попробуем применить эти знания в игровом упражнении.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в круг. Посмотрите, пожалуйста, на меня, чтобы видеть, что я делаю. Я пытаюсь придать своему лицу особое выражение, например, вот такое (зафиксируйте на лице какое-то выражение, медленно поверните голову, чтобы у всех участников появилась возможность увидеть выражение вашего лица). А дальше я повернусь к своему соседу слева, чтобы он мог лучше разглядеть выражение моего лица. Он должен в точности повторить это выражение на своем лице. Как только у него это получится, он должен медленно повернуть голову влево, передав выражение лица соседу и так по кругу. Когда к первому участнику возвращается его лицо, его сосед придумывает новое и игра продолжается.
Вопросы для обсуждения:
· Понравилось ли вам упражнение?
· Какие эмоции вы испытывали?
· Трудно было понять и изобразить эмоцию другого человека?
Психогимнастическое упражнение «Звук-чувство»
Цель : снятие эмоционального напряжения, развитие способности выражать свои эмоции.
Продолжительность : 5 минут
Инструкция : Давайте немного погудим, пожужжим, потопаем и похлопаем, - это поможет нашим эмоциям выйти наружу.
Сейчас я буду называть различные чувства, и мы будем показывать, как часто мы эти чувства испытываем. Для того чтобы показать это, мы будем издавать разные звуки. Например, для чувства раздражения мы будем гудеть. Давайте попробуем все вместе погудеть! (Все участники «гудят»). Если мы редко испытываем это чувство - будем гудеть тихо, если чаще, то громче, если очень часто, то очень громко. Давайте попробуем! Далее менять чувства и способ выражения их частоты (например, радость – слово «Му-у», грусть – топот).
Вопросы для обсуждения:
· Понравилось ли вам гудеть, шипеть, улюлюкать?
· Вы обратили внимание, на каких чувствах мы гудели, шипели, топали громче всего?
Упражнение «Спаси птенца»
Цель : снятие эмоционального напряжения.
Продолжительность : 10 минут
Инструкция : А напоследок мы с вами сделаем еще одно очень приятное упражнение. Представьте, что у вас в руках совсем маленький беспомощный птенец. Он хочет взлететь, но для того, чтобы у него это получилось, ему нужны силы. Чтобы у него появились силы - его нужно немного согреть. Вытяните руки ладонями вверх, представьте, что вашего птенчика согревает солнышко. Оно ласкает его своими лучиками, касаясь каждого маленького перышка. Потихонечку птенец согревается. Теперь медленно согните ваши пальчики, так как будто вы прячете в ладошках птенца. Делаем это бережно, нежно. Медленно подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. Аккуратно приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца.
А теперь раскройте ладони, и вы увидите, как птенец окреп. Теперь он готов взлететь. Приподнимите ладони вверх. Птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и пожелайте доброго пути! Можно помахать ему ручкой.
Вопросы для обсуждения:
· Понравилось ли вам упражнение?
· Какие эмоции вы испытывали во время этого упражнения?
Доброволец: Ребята, сегодня у нас получилось очень насыщенное, приятное занятие, мы надеемся, что вам понравились наши игры, и сегодня мы расстанемся с вами в хороших теплых чувствах.
УПРАЖНЕНИЯ-АКТИВАТОРЫ
Упражнение-активатор «Путаница» ( II вариант)
Участники, стоя в кругу плотно друг к другу с закрытыми глазами, протягивают руки вперед и сцепляются с теми ладоня ми, на которые наткнулись. Открыв глаза и не расцепляясь, надо распутать получившуюся путаницу.
Упражнение-активатор «Ладони и колени»
Сидя в кругу, положить ладони на колени соседей: правую - на левое колено соседа слева, левую - на правое колено соседа справа. Играющие передают хлопок от колена к колену (для этого надо внимательно следить за тем, чья рука лежит на следующем колене по кругу, и не перепутать очередность своего хлопка). Когда устоится ритм хлопков, можно предложить усложнение: два хлопка по одному колену будут обозначать движение в об ратную сторону, то есть теперь играющим нужно следить и за тем, чья рука хлопает по колену, и за направлением движения хлопков.
Упражнение-активатор «Печатная машинка»
Попытка воспроизвести процесс печатания на машинке от рывка из хорошо известной песни или стихотворения. Каждый по очереди произносит по одной букве слова. В конце слова все встают, на знак препинания - топают ногой, в конце строки - хлопают в ладоши. Кто ошибется - выходит из игры.
Упражнение-активатор «Апельсин»
Перекидывая друг другу мячик, дать любые возможные определения апельсину. Упражнение активизирует творческое мышление, внимание, хорошо поддерживает рабочую мотивацию.
Упражнение-активатор «Подарок»
Каждый дарит своему соседу справа любой «подарок», то есть сообщает ему о том, что бы он хотел ему подарить, имея неог раниченные материальные возможности. Упражнение проходит по кругу.
Упражнение-активатор «Часы»
Участники (не менее 12 человек) садятся в круг. Между все ми играющими последовательно, как на часах, распределяются цифры. Ведущий называет любое время. Тот, чья цифра соот ветствует количеству часов, должен быстро хлопнуть в ладоши, а тот, чья цифра соответствует количеству минут, сказать «бом». Если часы «показывают» такое время, когда обе стрелки нахо дятся на одной цифре, например 12 часов ровно или 13 часов 5 ми нут, то один и тот же человек сначала хлопает в ладоши, а потом говорит «бом».
Упражнение-активатор «Животные»
Каждый участник называет любое животное, при этом ос тальные должны запомнить, кто какое животное назвал. Затем все запоминают ритм, который будет сопровождать выполнение упражнения: два хлопка в ладоши, на каждый хлопок называя свое животное, и два удара ладонями по коленям, одновременно называя животное другого участника.
Первый игрок два раза называет свое животное, делая одновременно два хлопка, и сразу (в том же темпе два раза) хлопает себя по коленям, произнося дважды название животного того игрока, кому хочет передать ход. Этот игрок подхватывает заданный темп, дважды хлопая в ладоши, дважды произносит название своего животного и, хлопая по коленям, называет следующего игрока.
Тот, кто сбивается с ритма, начинает выполнять это же зада ние, но изображая только звуки своего животного.
Упражнение-активатор «Ветер дует...»
Реквизит. Необходимо помещение со стоящими стульями и пространство для свободы перемещения.
Количество участников. Любое.
Правила.
Ведущий объявляет: «Сильный ветер дует и сдувает всех тех...». Дальше нужно назвать какой-либо признак. Например, тех, кто в черных ботинках. Как только фраза заканчивается, все, у кого черные ботинки, должны пересесть на другой стул. Ведущий тоже старается сесть на свободное место. Тот, кому места не хватило, становится ведущим.
Упражнение-активатор «Переход через реку»
Реквизит. Листы бумаги А4 по одному на каждого участни ка. (Вариант - куски газеты разного размера).
Количество участников. Любое (вариант - две команды).
Правила.
На полу (асфальте, земле) ведущий обозначает берега реки и говорит, что между этими берегами течет ядовитая река. Её необходимо перейти по камням, роль которых выполняют листы бу маги. При этом камни остаются на месте, если на них стоит че ловек (неважно, одной или двумя ногами). Пустышки течение уно сит (ведущий сам убирает листки). Вариант - возможно, «всплы вают» новые. Если человек оступился и нога оказалась в воде, то вся группа начинает движение сначала. Переходить реку нужно, касаясь друг друга (варианты: касанием может считаться каса ние одеждой либо только частями тела). Группа должна перепра виться через реку в полном составе.
Упражнение-активатор «Папа Абрахам»
Без реквизита.
Количество участников. Любое, все, кто присутствует на за нятии.
Правила. Ведущий поет:
Папа Абрахам
Детей растил.
И сыновья его любили.
Инструкция: участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Встретившись, руки соединяются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разнимая рук. В результате возможны такие варианты, либо образуется круг, либо несколько сцепленных колец из людей, либо несколько независимых кругов или пар. Игра прекращается по желанию участников.
Упражнение «Последняя встреча»
Инструкция. «Сядьте в круг, закройте глаза и представьте себе, что занятия в группе уже закончен. Вы идете домой. Подумайте о том, что вы еще не сказали группе, кому-то из участников, но очень хотели бы сказать.
Через 2-3 минуты откройте глаза и. скажите это!» Руководитель проводит уже ставшее традиционным анкетирование
Затем домашнее задание: «Опишите свои «добрые проявления» к кому-либо из близких, родных вам людей. Что вы конкретно сделали по отношению к нему, в чем помогли?»
Не забудьте ритуал прощания с группой.
ЧЕТВЕРТОЕ ЗАНЯТИЕ
Цель этого занятия - закрепление навыков самораскрытия, игрового стиля общения, дальнейшее освоение средств невербального общения, изучение различных стилей общения, переход к анализу негативных сторон личности, ретроспективное самонаблюдение, усиление психологического проникновения в мир значимого другого, а также рефлексии после выполнения каждого задания
Примерное содержание занятия
Работа группы начинается традиционно с выполнения ритуалов приветствия, рефлексии прошлого занятия и психологической разминки:
«Здравствуй, я рад тебя видеть.»
Участники группы обращаются друг к другу по очереди, заканчивая эту фразу: «Здравствуй, я рад тебя видеть.» Нужно сказать, что-то хорошее, приятное, но обязательно от всей души, искренне.
Проверка домашнего задания
Все участники рассказывают об одном из своих «добрых, проявлений» по отношению к кому-либо из окружающих людей, говорят, в чем конкретно состояло это доброе дело, и обязательно акцентируют внимание, на своих ощущениях от этого доброго дела.
Упражнение «Жизненные перспективы»
Назначение: отработка умений ставить цели и планировать их достижение, развитие способности принимать решения и быть ответственным за свой выбор.
Инструкция: в предыдущем упражнении вы говорили о своих желаниях. Речь фактически шла о множестве целей, которые можно реализовать. Для достижения желаемого необходимо их упорядочить, оценить степень их важности, спланировать нужные действия и понять, какие личностные ресурсы для этого понадобятся.
Возьмите листок бумаги, разбейте его на четыре колонки и озаглавьте их «Мои цели», «Их важность для меня», «Мои действия», «Мои ресурсы». Последовательно заполните колонки, начните с первой и запишите, чего вы хотите именно сейчас, в течении недели, месяца, полугода, года. Наметьте и более далекие цели, на пример, чего бы вы хотели достичь через пять, десять лет. Во второй колонке оцените список ваших целей по степени важности их для вас, используя шкалу от 10 (наиболее значимые) до 1 (наименее значимые). В третьей колонке обозначьте действия, которые необходимо выполнить для реализации каждой цели. В четвертую колонку необходимо записать ваши личностные качества, способности, те ресурсы, которые вам необходимы для достижения намеченного.
Далее организуется работа в парах, где участники группы помогают друг другу осознать и принять самую важную цель. Итогом работы должно стать формулирование утверждения о самой важной цели. Утверждение - это краткое заявление о том чего хочет человек. Затем в кругу каждый рассказывает о своей самой важной цели.
Упражнение «Будущее»
Назначение: осознание участниками своих жизненных перспектив и возможности влияния личностных особенностей на свой жизненный путь.
Инструкция: «закройте глаза. Представьте себя в максимально далеком будущем, на сколько это возможно. Где вы находитесь? Чем занимаетесь? Какой вы? Кто еще здесь есть кроме вас? Постепенно откройте глаза и вернитесь в круг», (время 5-7 минут)
Гендерные особенности проявления тревожности у подростков
Важное место в современной психологии занимает изучение гендерных аспектов тревожного поведения. Особенно острой проблема тревожности является для детей подросткового возраста. В силу ряда возрастных особенностей подростничество часто называют «возрастом тревог». Подростки тревожатся по поводу своей внешности, по поводу проблем в школе, ...
Учебное общение
Если воспринимать занятие как деловое общение преподавателей и студентов, то понятно, что эффективность этого общения зависит от участия в нем представителей обеих сторон.
Однако у многих студентов есть представление о том, что в общении с преподавателем им отведена пассивная роль, что они являются чем-то вроде регистрирующих устройств...
Противоположные теоретические направления в описании агрессии: инстинкт,
побуждение или научение?
То, что люди часто совершают опасные агрессивные действия, вряд ли подлежит обсуждению. Тем не менее, вопрос о том, почему они предпринимают подобные действия, долго был предметом серьезной дискуссии. Высказывались резко отличающиеся друг от друга взгляды относительно причин возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее...
Водящий должен выйти из комнаты или отвернуться. Не отпуская рук, дети «запутываются» в кругу, кто как может. Задача водящего – распутать детей в круге.
Функциональное упражнение «Послушать тишину».
Игра «Найди цветочки и звёздочки».
Игра «Разложи по порядку, что сначала, что потом».
Игра «Кто летает?».
Функциональное упражнение «Черепаха».
Игра «Воробьиные драки».
Игра «Шумовые коробочки».
Игра «Назови одним словом».
Игра «Сложи цветочки».
Функциональное упражнение «Крик в пустыне».
Функциональное упражнение «Что исчезло?»
Игра «Построй ёлочку».
Игра «Сосчитай правильно».
Игра «Что спряталось».
Игра «Запрещённое движение».
Функциональное упражнение «Рубка дров».
Игра «Чего не хватает?».
Задание «Шнуровка».
Игра «Помоги рыбкам».
Игра «Повторяй за мной».
Игра «Кто сильнее».
Игра «Найди в комнате синее, белое, чёрное».
Игра «Шапка-невидимка».
Коммуникативное упражнение «Тачка».
Игра «Детский футбол».
Игра «Что изменилось?».
Игра «Наложи квадраты». Перед ребёнком несколько квадратов разного размера, необходимо их наложить друг на друга: на самый большой квадрат наложить поменьше, далее наложить ещё поменьше и т.д. до самого маленького квадрата.
Игра «Слушай и исполняй». Ведущий один-два раза называет несколько различных движений, не показывая их. Дети должны воспроизвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.
Игра «Жил-был кружочек». Перед детьми раскладывают карточки с геометрическими фигурами. Затем ведущий показывает картинки с изображением различных предметов , а дети определяют, на какую фигуру похож предмет.
Игра «Карлики и великаны». По команде «Карлики!» дети приседают, по команде «Великаны!» встают. Ведущий выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разном темпе, в произвольном порядке.
Игра «Золотая рыбка».
Игра «Собери кубики». Детям предлагаются кубики. Необходимо собрать из них картинку, опираясь на картинку-образец.
Игра «Найди в комнате красное, зелёное, жёлтое».
Игра «Съедобное – несъедобное». Водящий бросает мяч, называя какой-либо предмет. Дети должны ловить мяч только в том случае, если предмет съедобный.
Игра «Дерево».
Игра «Археология».
Игра «Разложи по порядку». Детям предлагаются карточки одного цвета, но разного оттенка. Необходимо разложить их по порядку.
Задание «Найди ниточку к каждому из шариков». Цель: развитие переключения, концентрации и сосредоточенности внимания, закрепления знаний о цвете. На картинке изображены шарики и ниточки разного цвета. Необходимо подобрать ниточку к шарику по цвету.
Игра «Найди на поле». Ребёнку предлагается игровое поле и карточки с изображением различных предметов. Необходимо найти на поле соответствующую картинку и закрыть её карточкой.
Задание «Путаница». На картинке изображены звери: заяц, кошка, собака, поросёнок, где художник перепутал части тела. Например, у собаки оказался хвост поросёнка и т.д.
Задание «Заплатки». Инструкция: «На коврике дырки. Помоги мышке подобрать заплатки».
Игра «Брыкание». Цель : снижение агрессивных проявлений и ослабление негативных эмоций. Участники разбиваются на пары. Один лежит на полу, другой стоит напротив. По команде стоящий ребёнок наваливается руками на согнутые в коленях ноги лежащего. Лежащий ребёнок сопротивляется «нападению». Затем пары меняются местами.
Задание «Переплетённые линии». Цель: развитие устойчивости внимания.
2
Функциональное упражнение «Дракон».
Когнитивное упражнение «Движение».
Игра «Шарик».
Игра «Выбиваем пыль».
Игра «Запретный номер».
Игра «Обзывалки».
Игра «Повтори движение».
Игра «Ухо-нос».
Игра «Прямой счёт». Ведущий бросает ребёнку мяч и называет цифру 1, ребёнок ловит мяч и продолжает счёт – 2. Затем бросает мяч следующему ребёнку, продолжая счёт, - 3. Тот ловит мяч, говорит – 4, и т.д.
Игра «Сражение». Детям раздаются листы бумаги (газеты). Они из них делают «снаряды», смяв в комочек. Затем дети делятся на две команды. По сигналу взрослого дети начинают ими друг в друга кидаться.
Упражнение «Разложи пуговки по группам». Ребёнку предлагается разложить по группам пуговицы: сначала по цвету, затем по размеру и сосчитать их количество.
Игра «Сосчитай правильно».
Игра «Ласковые ручки».
Задание «Расположи в порядке возрастания». Цель: развитие концентрации, переключения внимания, умение сравнивать, анализировать. На картинке изображены ленточки разной длины, яблоки разного размера, клоуны разные по росту, разные по толщине вазы, разные по возрасту дети, по скорости транспорт.
Игра «Карусели».
Игра «Чего не хватает?». На картинке изображены предметы, у которых не хватает какой-нибудь части, например, ножки у стула. Ребёнок называет недостающую часть.
Игра «Штриховка».
Игра «Упрямая подушка».
Задание «Найди два одинаковых предмета».
Упражнение «Гора с плеч».
Упражнение «Точки».
Игра «Развивающее разноцветное лото». Детям раздаются карточки с изображением фигур разного цвета. Ведущий достаёт из мешочка объёмную разноцветную фигуру, дети внимательно рассматривают её и пытаются найти такую же у себя на поле.
Игра «Найди одинаковое».
Игра «Игра с флажками». Когда ведущий поднимает красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зелёный – хлопнуть в ладоши, синий – шагать на месте.
Игра «Чайные пары».
Игра «Маленькое привидение».
Глазодвигательное упражнение. И.п. – сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по 4 основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырём вспомогательным направлениям (по диагонали); сведение глаз к центру. Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя, и, наконец, около переносицы. Движения совершаются в медленном темпе (3-7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причём удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребёнка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т.д. В начале освоения этих упражнений ребёнок должен следить за предметом, перемещаемым взрослым, затем передвигать его самостоятельно, держа сначала в правой, потом в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ребёнка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.
Психологическое занятие с элементами тренинга для подростков
«Заряд позитива».
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков, сплочение коллектива.
Психолог. Слово позитив происходит от латинского positivus - положительный. В психологии так называют мироощущение и отношение к окружающей действительности. Многим знакома фраза "быть на позитиве" - что значит относиться к жизни легко, видеть преимущественно радостные ее стороны, концентрироваться на приятном в людях. Противоположность позитива - это негатив. Человек с негативным мышлением фокусирует внимание на мрачных сторонах в любой ситуации и нехорошем в людях. Психологи утверждают, что успешное личностное развитие основывается на позитивном мировосприятии - с ним легче извлекать уроки из происходящего и двигаться вперед, к новым целям. Вы теперь в курсе, что такое позитив. А знаете ли вы, как настроить себя на позитив? (ответы ребят). Хорошо. А теперь давайте попробуем зарядиться позитивом вместе.
Разминка "Приветствие"
Цель упражнения: - формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов; - создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.
Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: "Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно" или
"Привет, ты как всегда энергичен и весел". Участник может обращаться ко всем сразу или к конкретному человеку. Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу.
Психологу следует обращать внимание на манеры установления контактов.
По окончании приветствия психолог разбирает типичные ошибки, допущенные участниками, и демонстрирует наиболее продуктивные способы приветствий.
Упражнение «Карандаши»
Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии 70–90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх вниз, свободный круг (расстояние между соседями 50–60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:
1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.
2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.
3. Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг вперед (сужение и расширение круга).
4. Наклониться вперед; назад; выпрямиться.
5. Присесть; встать.
В дальнейшем можно усложнить и разнообразить упражнение:
Сочетать одновременно два движения (например, шагнуть вперед - поднять руки).
Использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы.
Держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью.
Выполнять упражнение с закрытыми глазами.
Если упражнение выполняется под медленную музыку, то в кругу можно устроить настоящий танец.
Смысл упражнения
При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий, точное соизмерение своих движений с теми, что совершают партнеры. Задание практически невыполнимо, если каждый участник думает только о своих действиях, не ориентируясь на других.
Обсуждение
Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали?
А на что ориентироваться при их выполнении?
Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?
Упражнение «Поворот в прыжках»
Участники рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно закрывают глаза и выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 270 или 360 градусов. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, договариваться об этом нельзя. После прыжка участники открывают глаза, смотрят друг на друга и по очередному сигналу, вновь закрыв глаза, совершают следующий прыжок из того положения, в которое приземлились ранее. Задача: добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого.
Упражнение может использоваться как экспресс-тест на групповую сплоченность (фиксируется количество попыток, потребовавшихся для его выполнения). При выборе времени и места проведения упражнения следует учитывать, что такие прыжки производят очень сильный шум в помещении, расположенном этажом ниже.
Смысл упражнения
Задание практически невозможно успешно выполнить до тех пор, пока участники стремятся решить задачу индивидуально, не ориентируясь на действия соседей. А успешно спрогнозировать действия окружающих в данном случае возможно только с опорой на восприятие и прогнозирование намерений других.
Кроме того, игра служит хорошей разминкой, позволяет активизировать группу, снимает напряженность.
Обсуждение
Получится ли успешно выполнить это задание, действуя по принципу «каждый за себя»? Очевидно, нет. Можно очень стараться, но ничего не получится, если не пытаться понять замыслы соседей и передать им свой замысел. А как это сделать?
Упражнение «Перекинь мячик»
Описание упражнения
Игра выглядит следующим образом: участники стоят в кругу и перекидывают друг другу мячик. Тот, кто его кидает, говорит какое-либо слово или задает вопрос, а тот, кому адресован мячик, отвечает на него в соответствии с заданными ведущим правилами. После этого мяч перекидывается другому участнику и т. д., пока не побывает в руках у каждого. Конкретные варианты игры могут выглядеть по-разному, например, так:
Кидающий мячик называет любой предмет, а тот, кто ловит, должен быстро назвать три возможных способа использования этого предмета.
Бросающий мяч говорит название какого-либо места, а поймавший – три предмета, которые бы он взял с собой, отправившись в это место.
Тот, кто бросает мяч, говорит одно из трех слов: «вода»,«воздух», «земля». Поймавший мяч должен сказать, соответственно, название какой-либо рыбы, птицы или наземного
животного.
В более сложном варианте дается дополнительное задание: когда мяч побывал в руках у каждого, участники перекидывают его в обратном порядке и при этом вспоминают и произносят тот вариант ответа на вопрос, который был сказан ловящим мяч.
Смысл упражнения
Тренировка беглости мышления, отработка умения оперативно реагировать на действия друг друга. Упражнение служит неплохой разминкой, может повторяться в различных вариантах на нескольких занятиях.
Обсуждение
имеющиеся знания, но и выдвигая новые идеи.
Упражнение «Дракон»
Группа встает в колонну, каждый участник держит за пояс стоящего впереди. Начало колонны - это «голова», а конец - «хвост» дракона. «Голова» пытается ухватить «хвост», а тот, естественно, пытается увернуться. Двигается вся колонна, но руки участники не размыкают. Для игры нужно довольно много свободного пространства (для группы из 10 человек – не менее 5х5 м), вокруг не должно быть острых углов и других предметов, способных нанести травму.
Игра повторяется 3-4 раза, при этом порядок построения участников меняется таким образом, чтобы каждый побывал в разных позициях: в начале колонны, в середине, в хвосте.
Смысл упражнения
Физическая и эмоциональная разминка, активизация участников, развитие умения координировать совместные действия.
Обсуждение
Участники обмениваются впечатлениями, возникшими по ходу игры, а также тем, кому в какой позиции было комфортнее: в начале, в середине, в хвосте колонны.
Упражнение «Путаница»
Участники стоят в тесном кругу, и по команде ведущего каждый из них берется левой рукой за левую руку соседа справа, а правой рукой – за правую руку человека, стоящего напротив.
После этого им дается задание распутаться, не отпуская руки; разрешается только проворачивать кисти относительно друг друга. Оптимальное число участников в кругу от
6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких кругах, организовав между ними соревнование на скорость.
Смысл упражнения
Помимо моделирования в группе проблемной ситуации, требующей коллективного решения, упражнение способствует повышению уровня сплоченности участников, «ломая» пространственные барьеры между ними. Кроме того, оно позволяет пронаблюдать распределение ролей в команде (кто выдвигал идеи, кто их воплощал, кто организовывал взаимодействие других участников, кто самоустранился от работы).
Обсуждение
Какие эмоции возникали у участников на разных этапах работы (получение задания и начальный этап работы; момент, когда способ решения стал понятен, и осталось его только воплотить; завершение упражнения)? Кто выдвинул идеи, позволившие приблизиться к решению проблемы? Сразу ли эти идеи были услышаны другими участниками и начали воплощаться?
Если нет, то, благодаря каким действиям это, в конце концов, удалось?
Упражнение «Поиск сходства»
Группа встает в круг. Ведущий берет в руки небольшой предмет, пригодный для перекидывания из рук в руки (мячик, небольшая мягкая игрушка и т. п.) и объясняет правила игры: «Тот, у кого в руках находится этот предмет, должен как можно быстрее перебросить его другому участнику, назвав при этом черту своего сходства с тем, кому кидается предмет». На первом этапе признаки сходства могут быть чисто внешние (например, цвет волос), потом - общность интересов в какой-то области, совпадение интересов по какому-либо вопросу и т. п.
Второй вариант.
Участники сидят в кругу, каждый из них называет какой либо признак, после чего все те, кто обладает названным признаком, встают и меняются местами. Как и в предыдущем варианте, сначала используются простые, внешние признаки, потом они усложняются. Можно выдвигать в качестве признаков какие-либо эмоциональные состояния (например: «Поменяйтесь все те, кто сегодня утром проснулся в радостном настроении»),умения участников («Поменяйтесь те, кто умеет кататься на роликах») и т. п. Желательно, чтобы это были позитивные характеристики, дающие возможность проявить себя с лучшей стороны; нежелательно называть в качестве признаков недостатки, проблемы участников.
Смысл упражнения
Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.
Обсуждение
Следует подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.
Упражнение «На льдине»
Участники делятся на команды по 5 - 7 человек (желательно, чтобы все команды были одинакового размера, и между ними равномерно распределились парни и девушки). Каждой из команд выдается большой газетный лист, который они расстилают на полу. Ведущий зачитывает инструкцию: «Представьте себе, что вы оказались на отколовшейся льдине, дрейфующей посреди
бушующего моря. Льдина – это ваша газета. Вам всем нужно разместиться на ней и продержаться несколько минут, чтобы дождаться спасателей. Касаться пола за пределами газеты нельзя– кто сделает это, тот считается «утонувшим». Когда участники разместятся на своих «льдинах» и продержатся в таком положении 15 - 20 секунд, ведущий сообщает, что шторм отломил по
кусочку от каждой из льдин, и отрывает примерно по 1/4 части от каждой из газет, предлагая участникам разместиться на том, что осталось. Так повторяется 2 - 3 раза. Если в команде «тонет» один человек, она получает предупреждение, если два или больше – выбывает из игры («ваша льдина перевернулась»).
Победившей считается та команда, которая продержится дольше других. Техника подразумевает тесный телесный контакт участников и включает элемент совместного риска, поэтому не рекомендуется проводить ее как в недостаточно «разогретых» группах, где участники демонстрируют зажатость и стеснение, так и в чрезмерно активных, трудно управляемых группах.
Смысл упражнения
Техника способствует сплочению, формированию взаимного доверия. Кроме того, она наглядно демонстрирует основной принцип командной работы: выиграть индивидуально невозможно, это могут сделать только все вместе. Зато проиграть можно и индивидуально («упасть со льдины»), поставив этим под угрозу действия всей команды.
Обсуждение
Сначала участники делятся эмоциями и чувствами, возникшими в процессе выполнения упражнения, потом – своими соображениями по поводу того, что позволило победившей команде
лучше справиться в такой ситуации, а что «сгубило» остальных. После этого ведущий просит привести примеры жизненных ситуаций, где проявляются сходные механизмы.
Упражнение «Мина - растяжка»
Ведущий растягивает веревку приблизительно на уровне груди участников и закрепляет ее. Участники стоят по одну сторону от веревки. Им дается инструкция: «Представьте себе, что вы – команда разведчиков. Вы шли по горной тропинке, и вдруг заметили, что поперек нее, на высоте вашей груди, натянута веревочка, ведущая к мине-растяжке. Вы не можете ни обойти ее, ни обезвредить, ни проползти снизу (на земле под ней, похоже, установлено еще несколько обычных мин). Единственный способ преодолеть препятствие – всем переправиться сверху над растяжкой, не задев ее. Выполняйте!» Если участников много (больше 15-16 человек), имеет смысл разделить их на 2-3 команды и организовать соревнование между ними. Эту технику, как и предыдущую, не рекомендуется проводить в недостаточно «разогретых» или трудно управляемых группах.
Смысл упражнения
Наряду с моделированием задачи, для решения которой необходима слаженная командная работа, техника способствует формированию взаимного доверия участников.
Обсуждение
И где еще важны такие психологические качества?
Упражнение «Ковер-самолет»
Для выполнения этого упражнения нужен прочный палас или ковер размером примерно 2x2 м, который не жалко отдать «на растерзание» участникам (не исключено, что он будет порван).
На нем размещаются 5 - 6 человек, которым дается задание – переместиться вместе с этим ковром в другой конец аудитории, не сходя с него и не касаясь чего-либо за его пределами.
Смысл упражнения
Техника «разогрева» и сплочения, обычно вызывающая довольно сильные эмоции у участников. Кроме того, тренируется умение порождать идеи о способах действия в необычной ситуации.
Обсуждение
жизненным ситуациям можно уподобить эту игру.
Упражнение «На колени»
Участников просят встать замкнутой в круг колонной (каждый смотрит в затылок стоящему впереди) и всем вместе сесть таким образом, чтобы каждый посадил к себе на колени впереди
расположенного участника, а сам сидел на коленях у заднего. Если группа справилась легко, то можно дать дополнительное задание: всем вместе, не вставая, сдвинуться по кругу на метр
вперед, потом назад.
Смысл упражнения
Разминка, сплочение, «ломка» пространственных барьеров между участниками.
Обсуждение
Достаточно короткого обмена возникшими эмоциями.
Упражнение «Рисунок по инструкции»
Участники разбиваются на пары и садятся спиной друг к другу. Один участник в каждой паре получает карточку с изображением. Его задача - инструктировать второго участника таким образом, чтобы тот, не видя карточки, смог бы воспроизвести ее изображение. Упражнение проводится в двух вариантах:
С обратной связью - рисующий участник может задавать уточняющие вопросы.
Без обратной связи - никакие вопросы задавать нельзя.
Потом производится сравнение результатов, полученных в первом и во втором случае. Как правило, эти результаты убедительно показывают преимущество общения с обратной связью.
Смысл упражнения
Развитие умений четко и однозначно излагать информацию, понимать, внимательно слушать и действовать по инструкции, задавать уточняющие вопросы.
Обсуждение
Какие условия необходимы для того, чтобы смысл передаваемых сообщений одинаково понимался говорящим и слушающим?
Упражнение "Аплодисменты по кругу"
Психолог. Замечательно! Надеюсь, что сегодня каждый из вас получил свой заряд позитива! Желаю всем вам хорошего настроения.
Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат совсем тихонечко, а потом становятся все сильнее и сильнее.
Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя на одного из участников и постепенно подходя к нему. Далее уже этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем с ведущим. Третий выбирает четвертого и т.д.
Последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Педагог-психолог ГУ ТО КЦСОН № 3
Анпилова Мария Александровна