Семья как фактор нравственного воспитания ребенка презентация. Духовно-нравственное воспитание в семье и школе

Семья – основа нравственного воспитания

1.1. Нравственные категории и добродетели.

Что такое нравственность ? Из чего она растёт? Как она проявляется? Насколько она обязательна для исполнения? И что бывает, когда люди пренебрегают нравственностью?

Понятие нравственности от нас настолько далеко, что подавляющее большинство людей, рассуждая о ней, вполне серьёзно допускают мысль, что чаще всего нравственность не нужна вообще, а общество создаёт свои правила поведения, усредняя представления всех людей, входящих в него.

Нравственность – один из важнейших факторов общественного развития. По Канту, нравственность есть «некоторая ощущаемая зависимость частной воли от общей». Это значит, что нравственность, присущая индивидууму, позволяет ему соотносить свои интересы и желания с интересами и желаниями общества, в котором индивид существует.

Список нравственных категорий обширен, в него входят понятия, которые характеризуют а) нравственные нормы, б) нравственные ценности, в) нравственные качества, г) нравственные принципы, д) нравственные идеалы.

Гуманизм, бескорыстие, патриотизм, чуткость, отзывчивость, трудолюбие, совесть, доброта, честность, доброжелательность, мужество, самоотверженность, взаимопомощь, честь, долг, ответственность, достоинство, справедливость, сознательность, принципиальность, добросовестность, целеустремленность, преданность делу, решительность, аккуратность, скромность, самоуважение, вежливость, бережливость, галантность, великодушие, равнодушие, безответственность, черствость, беспринципность, приспособленчество, злость, предательство, стяжательство, приобретательство, эгоизм, самоуверенность, высокомерие, зависть, трусость, неряшливость, беззастенчивость, грубость, лень, лицемерие, мелочность, снисходительность, недовольство, преданность, застенчивость, гордость, непримиримость, зло, добро, порядочность, верность, стыд, безверие и т.д.

В этическом смысле идеал предполагает некоторый универсальный, т.е. не изменяющийся в зависимости от обстоятельств, лиц, индивидуальных вкусов стандарт. Нравственный мир человека - это мир ценностей, которые выражаются моральными категориями.

Нравственность начинается с умения контролировать свои душевные порывы. Не все душевные порывы человеку надлежит усмирять. Если он в порыве чувств бросается спасать ребенка из огня, жертвует собой, делится с неимущим последней крошкой, то подобные желания, даже если они противоречат его рассудочной выгоде и самосохранению, обществом всегда приветствовались. Почему разум в подобных ситуациях молчит и допускает порывы чувств, которые угрожают жизни человека? Видимо, потому, что эти порывы давно уже оправданы индивидом, глубоко укоренились в нем, стали частью его мировоззрения. Он идет на это с полным осознанием последствий и риска. Напротив, слепые страсти, поднимающиеся из глубин подсознания, порывы, за которые человеку, быть может, придется краснеть, не поддерживаются разумом, противоречат его мировоззрению. Мало кто захочет прослыть рабом своих низменных страстей. Но когда о нас отзываются как о человеке слова, господине своих страстей, мы получаем дополнительный заряд эмоций и укрепляемся в правильности своих убеждений.

Разумное поведение только тогда является нравственным, когда оно руководствуется искренними чувствами. И наоборот. Чувственное поведение только тогда превращается в нравственное, когда им руководит разум.

Чувства и разум не могут жить врозь. Когда они действуют поодиночке, очень велика опасность скатиться в пропасть аморальности. Между ними должен быть крепкий союз.

Секрет нравственности состоит в том, что она формируется только изнутри - через самоконтроль, и только добровольно. Принуждением нельзя добиться возвышенных чувств и правильных поступков.

Воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе формирования:

1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;

2) мировоззрения ;

Духовный мир семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей.

На фоне социально-общественных изменений, происходящих в нашей стране, оформилась цель, определённая как приоритетная в духовно-нравственном воспитании молодёжи. Главной целью воспитательной деятельности обучающихся является формирование личности, а личность и культура неразрывны. Культурный человек-это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечности, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением. Хаотичное явления, происходящие сегодня в обществе, государстве, школе, понимание личной свободы как вседозволенности приводят к тому, что нравственные приоритеты теряют свою значимость и привлекательность. Мир взрослых сегодня диктует свои правила, порой жёсткие и злые, и в нём бывает непросто быть и остаться человеком. Нравственные ценности ребёнка формируются не столько в школе и обществе, сколько в семье.

Что такое семья? Какую роль она играет в жизни каждого человека? Каково ёе значение для развития у детей духовного начала? Эти вопросы давно и неизменно волнуют всех людей на Земле. На каждый из таких вопросов люди, имеющие семью, отвечают в зависимости от того, какими идеалами и потребностями они руководствуются, в каких социальных условиях живёт их семья.

Семья – вечная форма организации интимной и сокровенной человеческой жизни, взаимодействия, общения людей, развития их личности и что именно хорошая семья больше всего способствует воспитанию у ребёнка нравственных качеств, высокого стремления к идеалам. О семье рано или поздно приходится размышлять всем.

Молодые супруги, пылающие страстью, убеждены, что эта страсть и есть любовь, именно она и является стержнем и главной опорой семьи. Но рано или поздно бурная страсть утихает, и если у супругов не завязываются глубокие духовные связи, наступает разочарование в семейной жизни. Очень важно обоим быть сдержанными, вежливыми, уступчивыми, уметь закрывать глаза на мелкие слабости друг друга, прощать их ради главного – мира и покоя в семье. Тогда всем хорошо и все довольны. А в счастливой семье и дети счастливы.

Главное в вопросе о семье – это непрерывный физический и душевный труд супругов ради блага семьи. В этом труде и выражается их настоящая любовь друг к другу. Ведь только для общения с детьми сколько нужно душевных сил, выдержки и терпения. Семья в чём-то и радость, но прежде всего крест, который добровольно, с большим или меньшим достоинством, несёт каждый человек, имеющий семью. Хорошая семья-спасение от бездуховности, безнравственности, безделья.

Удовлетворение страсти, достижение материального благополучия, жертвование собой во имя детей и близких – всё это есть форма жизни семьи, которая легко может разрушиться. Если ни страсть, ни жертвенное исполнение долга перед детьми, ни закон не способны обеспечить стабильное существование семьи, то, что же делает её устойчивым объединением людей. Главное, что объединяет супругов, делает их близкими – это духовное родство, духовные связи, возникающие между ними.

Любовь – это высшее чувство, которое представляет собой сложное переплетение человеческих мыслей, психических состояний, эмоций. Любовь – одновременно страсть, уважение, забота, сострадание, милосердие, самопожертвование. Поэтому она и есть высшее выражение духовности.

Любить – значит радоваться возможности сделать благо любимому и получить от этого ни с чем несравнимое нравственное удовлетворение. Такая любовь чаще всего рождается благодаря семье.

Заботливость друг о друге, искренняя ласка, раскованность в интимных отношениях – всё это образует основу семейного счастья, нравственно-эстетическую гармонию семейных отношений.

Отсюда, личный пример родителей – одно из сильнейших средств воспитательного воздействия на ребёнка. Чтобы быть примером для своих детей, а родители хотят этого, надо самим жить духовно богато и красиво.

Поведение маленького ребёнка строится главным образом на подражании старшим. Если родители любят читать, увлекаются музыкой, театром, их интересы захватывают и детей. Если родители хотят воспитать у детей высокие моральные и волевые качества, они должны сами обладать ими.

«Не думайте, - писал А. С. Макаренко, - что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь и печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и врагами, как вы смеётесь, читаете газету – всё это имеет для ребёнка большое значение» .

Необходимо обратить внимание на то, что не может быть полноценного духовно-нравственного воспитания в семье без глубокой, самоотверженной любви к детям. В любви к детям очень важно соблюдать чувство меры.

Разумная любовь к детям проявляется в нежности, не доходящей до заласкивания, в заботе, не ведущей к потачкам, в требовательности, которая всегда сочетается с уважением к личности ребёнка. Атмосферу любви и дружбы в семье создают общие духовные интересы, совместный труд и развлечения, задушевные беседы.

Подписи к слайдам:

Семья – основа нравственного воспитания

Что такое нравственность?

Нравственный мир человека - это мир ценностей, которые выражаются моральными категориями.

Духовный мир семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей.

Спасибо за внимание!


Семейное воспитание

Подготовила преподаватель иностранного языка

ОП «Колледж ЛНУ имени Тараса Шевченко»

Филимонова

Лилия Владимировна


Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей самосохранения(продолжении рода) и самоутверждения! (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет а как чувства, ощущения, где ждут, любят понимают, защищают.


Семья – это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества.


  • Семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе; родители с детьми. Женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью. По В.Далю
  • Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.


Семейное воспитание - сложная система. На него влияет наследственность и биологическое(природное) здоровье детей и родителей, материально - экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи(место дома), отношение к ребенку.

Семья является традиционно главным институтом воспитания.


Семья может выступать в качестве как положительного так и отрицательного фактора воспитания.

Положительное воздействие на личность ребенка в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребенку лучше, не любят его так и не заботятся о нем столько. Семья обеспечивает преемственность межу прошлым, настоящим, и будущим.

Отрицательный фактор - никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.


  • создать максимальные условия для роста и развития ребенка
  • стать социально-экономической и психологической защитой ребенка
  • передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и уважительного отношения к старшим

  • научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким
  • привитие навыков духовно-здорового образа жизни
  • воспитать чувства собственного достоинства, ценности собственного «Я»

  • гуманность и милосердие к растущему человеку
  • вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников
  • открытость и доверительность отношений с детьми
  • оптимистичность взаимоотношений в семье
  • последовательность в своих требованиях(не требовать невозможного)
  • оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы


Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание . И в первую очередь воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим, младшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие.

Проблема нравственного воспитания остается сегодня очень актуальной.


  • Контроль(попытка влиять на деятельность ребенка)
  • Требование (оказание родителями давления на ребенка с целью заставить его действовать на высоком социальном и эмоциональном уровне)
  • Общение (использование родителями убеждения для того чтобы добиться от ребенка уступки, выяснения его мнения и отношения)
  • Доброжелательность (выражается в том, на сколько родители заинтересованы в ребенке), теплоту, любовь, заботу и сострадание по отношению к нему

  • Личный пример
  • Обсуждение
  • Доверие
  • Показ
  • Любовь
  • Сопереживание
  • Возвышение личности
  • Контроль
  • Поручение
  • Похвала (поощрение)
  • Традиции
  • Сочувствия
  • Наказание

Задачи родителей - развивать у своих детей (учащихся) здоровые духовные потребности и интересы.


  • Проблемы, связанные с целями и содержанием образовательно – воспитательной работы училища и семьи
  • Проблемы методики стимулирования учащихся в семье к работе над своим личностным развитием и формированием
  • Проблемы учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе семейного воспитания

  • Наладить тесную связь училища с родителями
  • Активизировать работу родительского сектора по разъяснению законодательства Украины по вопросам образования
  • Добиваться влияния органов местного самоуправления на родителей, дети которых нарушают Устав училища
  • Анализировать состояние учебных достижений учащихся и выявить причины равнодушного отношения родителей к обучению и воспитанию собственных детей
  • Пропагандировать педагогические знания, которые обусловят повышение педагогической грамотности родителей
  • Помогать родителям в овладении системой умений, необходимых для организации деятельности учащегося дома
  • Внедрение форм работы с семьей, которые способствуют гуманизации взаимоотношений «педагоги-родители» . Родители и учителя должны стать партнерами активными соучастниками творческого процесса воспитания учащихся
  • Внедрение таких форм работы с семьей, которые способствуют большему взаимопониманию, уважению и сплоченности между родителями и их детьми


  • Посещение на дому
  • Приглашение в училище
  • Индивидуальные консультации педагога «разговор по душам»
  • Переписка(связь по телефону)

  • Родительский лекторий
  • Встречи за «круглым столом»
  • Тематические консультации
  • Психологические тренинги
  • (групповые) детские мероприятия
  • Родительские вечера

  • Классные родительские собрания
  • Обще училищные родительские собрания
  • Дни открытых дверей
  • Концерты
  • Выставки учебных работ
  • Творческие отчеты
  • Семейные конкурсы
  • Совместные праздники

Ответственность родителей за развитие детей, их обязанности и права указаны в семейном кодексе Украины

Осуществление родителями прав и исполнение своих обязанностей осуществляется на основе Закона Украины «Об образовании» (Статья 59, 60)


Мудрые мысли о воспитании

  • Хорошее воспитание не в том, чтобы сначала дать развиться порокам, а потом стараться изгнать их. Надо принимать все меры, чтобы сделать нашу природу недоступной для пороков
  • (Свт. Иоанн Златоуст)

(святитель Иннокентий митрополит Московский)


  • Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя

(Л. Толстой)

  • Укрепляй семью, потому что она

основа всякого государства

(Император Александр ІІІ –

сыну Николаю ІІ)


(К. Ушинский)


  • Педагогика должна стать наукой для всех учителей, и для родителей

(В. А. Сухомлинский)

  • Не думайте, что Вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент Вашей жизни… (А. Макаренко)

Семья

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение, трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!


  • Время неумолимо. Человек рождается, растет, взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому еще не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а дети его остаются. У детей рождаются свои дети, у тех - свои. И если человек, даже не совершал никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки- СЕМЬЯ

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности. Во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности. В-четвертых, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. В-четвертых, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.




Идея Воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. В.А.Сухомлинский. Суть Моральные идеи становятся достоянием каждого ребёнка, превращаются в нормы и правила поведения. Содержание Формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, толерантность, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.


Приобщение детей к социальному опыту и культуре; - Воспитание правильного взаимодействия с природой и социальной средой; - Ф ормирование знаний о природе, человеке и обществе; - Социальное развитие школьника; - Ф ормирование мышления, воображения, речи ребёнка, его эрудиции и общей культуры; - В оспитание высших духовно-нравственных чувств.




Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.


Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т. п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть). Чувства – действенные помощники воспитания. Запрет, менторство, морализаторство далеко не так доходчивы, как сердечность, искренность и ласка. Холодная строгость в воспитании вызывает у ребёнка отчуждение, которое может перерасти в притворство, лицемерие и обман.


Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания – понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки. Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Всё важно. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности – самые благородные и человечные – не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта.


Элементы нравственных потребностей Отзывчивость; Отзывчивость; Нравственная установка «Не вредить никому, а приносить максимум пользы» ; Нравственная установка «Не вредить никому, а приносить максимум пользы» ; Способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла; Способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла;


Совесть – это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т. п. Этапы формирования совести воспитание у ребёнка чувства стыда; развитие понятий «моральный долг» и «ответственность».


Как воспитать нравственные потребности? Родители должны осознавать важность этой задачи. Родители должны осознавать важность этой задачи. Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование продолжается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитать своего ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности. Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование продолжается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитать своего ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности. Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности. Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.


Факторы воспитательного потенциала семьи материальная и жилищно-бытовая обеспеченность; материальная и жилищно-бытовая обеспеченность; культурно-образовательный уровень родителей, культурно-образовательный уровень родителей, морально-психологический климат; морально-психологический климат; авторитет отца и матери у детей; авторитет отца и матери у детей; доверие детей к родителям; доверие детей к родителям; единство требований в семье. единство требований в семье.


Причины педагогических ошибок родителей неполная семья; неполная семья; конфликтная атмосфера в семье; конфликтная атмосфера в семье; наличие сформировавшейся изначально ложной точки зрения на воспитание ребёнка. Например: «Мой святой долг – одеть, обуть, накормить, а остальное – дело школы»; наличие сформировавшейся изначально ложной точки зрения на воспитание ребёнка. Например: «Мой святой долг – одеть, обуть, накормить, а остальное – дело школы»; при полном внешнем благополучии семьи – авторитарные методы воспитания; при полном внешнем благополучии семьи – авторитарные методы воспитания; излишняя порочная родительская любовь излишняя порочная родительская любовь


Атмосфера искренности. По словам И.А. Ильина «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не поймёшь»; такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство и самолюбие. Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности…»


Методы нравственного воспитания Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей. При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.


Разъяснение. Воздействие словом. В. А. Сухомлинский отмечал, что слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Как же правильно говорить с ребёнком? Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно. Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка. В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.


Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрек и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха. Крайней мерой воздействия В. А. Сухомлинский считает наказание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.


Порицание. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе. Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считает запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. Необходимо воспитывать чувства. Это значит и словом и делом вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.


Регулярный труд в присутствии ребёнка. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель. Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя. Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми. Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвёл – значит освоил. Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает свои собственные нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих людей.


Основные правила нравственного воспитания Не делайте того, чего не желаете себе Это правило создает условия для творения благоразумных, благовоспитанных, добросовестных, добропорядочных, доброжелательных, добросердечных поступков Не делайте того, чего не желаете себе Это правило создает условия для творения благоразумных, благовоспитанных, добросовестных, добропорядочных, доброжелательных, добросердечных поступков Творите для других добро, если для этого у вас есть возможность. Это правило учит быть человечным, не оставлять другого в беде, а сочувствовать и помогать каждому, кто нуждается в твоей помощи, учит сопереживать, ставить себя на место другого, чужое горе переживать, как свое собственное. Творите для других добро, если для этого у вас есть возможность. Это правило учит быть человечным, не оставлять другого в беде, а сочувствовать и помогать каждому, кто нуждается в твоей помощи, учит сопереживать, ставить себя на место другого, чужое горе переживать, как свое собственное. Будьте патриотами своей нации и своей страны, защищайте Отечество. Это правило поможет любить свою Родину, свой народ; быть гордым за принадлежность именно к этой стране, независимо от ее экономического, климатического или другого положения; развивать чувство чести и достоинства Будьте патриотами своей нации и своей страны, защищайте Отечество. Это правило поможет любить свою Родину, свой народ; быть гордым за принадлежность именно к этой стране, независимо от ее экономического, климатического или другого положения; развивать чувство чести и достоинства


Семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети.




Семья – главный институт воспитания.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

В семье закладываются основы личности ребенка.

К поступлению в школу ребенок уже более чем наполовину сформирован как личность.



В.А.Сухомлинский писал:


Что же представляет собой нравственное воспитание?

  • Это постепенное обогащение знаниями, умениями, опытом.
  • Это развитие ума.
  • Формирование отношения к добру и злу.
  • Формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.

Основные пути и условия формирования нравственности ребенка в семье:

  • Атмосфера любви.

Сердечная привязанность, любовь, чуткость, заботливость членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, дает широкий простор для проявления чувст ребенка, формирования и реализации его нравственных потребностей.


2. Атмосфера искренности.

Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию ребенок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность.


3. Разъяснение. Воздействие словом.

Не надо говорить ребенку то, что он очень хорошо знает без нас.

Надо задумываться над тоном и манерой разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей».

Надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.


Ошибки в семейном воспитании:

  • Упреки

Основное зло в том, что упреки вызывают неверие в себя, а неверие расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.


2) Наказание

Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям.

Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.


3 ) Порицание

Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты.

Очень важно, чтобы ребенок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.


Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям.

«...искусство повеления и запрета... дается нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветет всегда».


Необходимо:

  • Воспитывать чувства.
  • Регулярный труд в присутствии ребенка.
  • Исключение прибавочных раздражителей из жизни ребенка.
  • Оградить ребенка от контакта с безнравственными людьми.

Семья – это первая инстанция на пути ребенка в жизнь.

Родители составляют первую общественную среду ребенка.

Родители являются образцами, на которые ребенок ориентируется ежедневно.

Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого ребенка.


Цель и мотив воспитания ребенка -

это счастливая, полноценная, творческая , полезная людям, а значит, нравственно богатая, жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.


















1 из 11

Презентация на тему: Нравственное воспитание детей в семье

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни. Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность. «Словарь русского языка» С. И. Ожегова.

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

№ слайда 5

Описание слайда:

Эмоционально-чувственный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать одним словом – воспитывать. Нравственные чувства – отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость – непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком с результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится.

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Всё важно. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности – самые благородные и человечные – не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта.

№ слайда 8

Описание слайда:

Социологические данные: влияние улицы – 10%.влияние школы – 20%СМИ – 30%семья – 40%.Семья является главным институтом воспитания Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Здесь ребенок рождается, здесь он получает новые знания об окружающем мире, здесь формируются начальные критерии оценки добра, истины, красоты. Другими словами начинается процесс воспитания. Именно в семье ребенок первоначально узнает о правилах поведения, которые затем превратятся в нравственные чувства и привычки.

№ слайда 9

Описание слайда:

Нравственные потребности начинаются 1. с отзывчивости, которую мы понимаем как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивость - это целый спектр чувств – сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях. 2. другой важнейший элемент нравственных потребностей – нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. 3. И последним, важным структурным элементом нравственных потребностей является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.

№ слайда 10

Описание слайда:

Воспитать развитые нравственные потребности – главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения? Родители должны осознавать важность этой задачи. Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование продолжается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитать своего ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.

№ слайда 11

Описание слайда:

Задача родителей – никогда не проявлять по отношению к своим детям грубые и жестокие поступки, чаще включать в общение доброе слово и ласку, а также научить детей уступать, договариваться и управлять своими эмоциями и конечно родителям необходимо более внимательно относится к покупке компьютерных игр и выбору телепередач для просмотра детьми.Все мы хотим, чтобы наши дети выросли порядочными, добрыми. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, для этого надо доставлять ребенку радость общения с нами. Это может быть радость совместного познания, совместного труда, совместного отдыха. Доброта начинается с любви к людям, прежде всего, к близким и природе.