Процесс или результат? Что важнее: процесс или результат? Что в работе важнее процесс или результат.

Выбери себе работу по душе,
и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни

Конфуций

В прошлом году был у меня такой случай. Занималась я с одним мальчиком. Он учился в 11-ом классе. Отличный парень, доброжелательный, интеллигентный, очень приятный в общении. В школе поёт, танцует. Но вот с математикой было у него, мягко говоря, не очень. Когда-то он готовился со мной к ГИА по математике в 9-ом классе. И вот опять пришел в 11-ом. Цель – сдать ЕГЭ по математике хотя бы на минимальные баллы.

Хорошо, занимаемся мы с ним. Наступил момент, когда мы подошли к решению прототипов. Начали с В1. Я напомнила ему всё про проценты, показала решение двух-трёх задач. «Всё понятно?» — «Да, всё понятно». – « Хорошо, реши к следующему занятию 20 вариантов прототипов В1».

Приходит он в следующий раз. «Всё сделал?» — «Да». – «Вопросы есть?» — «Нет, всё ясно». – «Хорошо, давай посмотрим». — Ни одного правильно решённого задания! НИ ОДНОГО ИЗ 20!!!

Другой пример. Уже в этом году. Тоже одиннадцатиклассник. На первой встрече спрашиваю его: «Сколько задач обычно ты успеваешь решить на контрольных?» — «Все». – «А отметки?» — «2 или 3».

Для меня такие случаи долгое время были загадкой. Как так? Замечательные ребята, неглупые, не лентяи, и учиться хотят, и отметки хотят получать хорошие. В чем дело?

Ответ я получила неожиданно на одном тренинге по тайм-менеджменту. Оказывается, существуют два типа людей: «люди процесса» (процессеры) и «люди результата» (результатеры).

Для «людей результата» основной ценностью является конечная цель работы. Они наиболее эффективны, когда знают ответ на вопрос: зачем это делать?

Это люди, для которых главное – получить результат. Они стремятся завершить любое дело как можно скорее (иногда даже с ущербом для качества). Такие люди говорят: «Победитель всегда прав. Цель оправдывает средства».

В школе это ученик, который стремится получить хорошую оценку, причем всё равно, каким способом, не обязательно честным.

Пример из взрослой жизни – это люди, которым не важно, где и кем работать, лишь бы много платили. Они без колебаний уходят с любой работы, если там начинают мало платить.

«Люди процесса» — несколько другие. Они не то чтобы не стремятся к результату, все мы стремимся к результату, но для них ценностью является сам процесс.

Такой человек может в некоторых случаях сказать, что и процесс является для него конечным результатом. Он говорит: «Главное не победа, а участие».

Для таких людей не так важна зарплата, как хороший коллектив, какие-то блага, которые возникают в процессе работы, интерес и т.д.

В школе это ученик, которому нравится решать трудные математические задачи или читать «Войну и мир» не потому, что задали, а потому, что интересно.

Другой пример: женщины, которые обожают вышивать. Для них аккуратно класть стежок к стежку – это так приятно, такое удовольствие!

А дети, часами самозабвенно играющие в футбол! Разве они играют только ради того, чтобы забить гол? Нет, им нравится сам процесс игры. Дети вообще, во что бы ни играли, полностью отдаются игре, полностью в процессе, наслаждаются им.

Однако по мере взросления, особенно в школе, человека начинают сильно настраивать на результат. Результат, нужен результат! И часто получается, что ученик уже не получает удовольствие от самого процесса познания, а стремится только к отметкам. За них хвалят, за них ругают. И родители прежде всего спрашивают: «Сколько ты получил?» А не спрашивают: «Что ты узнал на уроках?»

Вот и у тех ребят, про которых я рассказывала в самом начале, сформировано представление, что главное – это результат, то есть решенные задачи. А то, что задачи решены кое-как, неверно, — это не суть важно.

Как правильнее поступать здесь репетитору?

Во-первых, надо хорошо знать предмет и представлять, где у ученика могут быть ошибки, чтобы очень быстро их обнаружить.

Во-вторых, следует понимать, что происходит (это я и стараюсь объяснить в данной статье). Ребята не хотят плохого, просто они так понимают задание (надо было прорешать эти прототипы, вот я их и прорешал, а разбираться в тонкостях мне неинтересно).

В-третьих, надо довести до ученика, что его цель – научиться решать такие задачи, чтобы достичь более глобальной цели в его жизни. В случае одиннадцатиклассников – это сдать ЕГЭ на нужном уровне.

Чем отличается процесс от результата? Что такое процессный подход?

Как научиться проводить улучшения, используя процессный подход?

Что отличает процесс от результата?

Результат — это то, что мы имеем по окончанию наших действий. Например, результатом может быть:

  • количество заработанных денег за период;
  • время, за которое мы пробежали дистанцию;
  • количество бензина, израсходованного за определенное время;
  • вес, который удалось сбросить по окончании диеты;
  • количество своевременных приездов на работу и многое другое.

Все полученные результаты представляют собой показатели, которые мы получаем по итогам определенных действий. Каких действий? Что нас приводит к данным показателям и почему мы получили именно такие, а не иные показатели? Можем ли мы управлять данными показателями, улучшая их и как это сделать? Можем, и для этого мы должны понять, благодаря какой последовательности действий у нас получаются данные результаты. И именно данная последовательность действий с определенными характеристиками будет являться процессом . Процесс отвечает на вопрос: «как мы будем действовать?». Поэтому для того, чтобы на выходе получить другой результат, мы должны менять процесс, т.е. применить процессный подход и тогда, правильно выстроенный процесс нам сможет обеспечить требуемый результат.

Рассмотрим, примеры процессов в связке с их результатами:

Для результата «количество заработанных денег за период», процесс может представлять, например, последовательных действий по привлечению новых клиентов или расширение продуктовой корзины по имеющимся клиентам. Разные подходы по продвижению товаров дают разные результаты. Именно поэтому, для повышения продаж руководители пытаются определить наиболее эффективные методы взаимодействия с клиентами и обучить данным методам своих сотрудников. Эти методы, расписанные во времени их передачи сотрудникам, могут отражать процесс развития сотрудников для формирования у них определенных знаний по продажам, а выстроенная по итогам обучения работа сотрудника определит процесс взаимодействия с клиентами, позволяющий влиять на результат по количеству заработанных денег за период.

Для результата «время преодоления дистанции» процессом может служить график тренировок. Данный график должен говорить о том, как тренировался спортсмен, т.е. какие упражнения, с какой продолжительностью и с какой регулярностью он выполнял.

Для результата «количество бензина, израсходованного за определенное время» процессом может служить маршрут передвижения автомобиля с обозначенной средней скоростью на пройденных участках дороги.

Для результата «вес, который удалось сбросить по окончании диеты» процессом может служить информация о требуемом приеме пищи во время диеты.

Для результата «количество своевременных приездов на работу» процессом послужит последовательность действий, предшествующий приезду на работу. Действия должны быть четко определены и оцифрованы во времени.

Как видно из примеров, для описания процессов, в большинстве случаев, необходимо знать последовательность и время выполняемых действий. Как правило, при правильном отображении протекания процесса, результат можно предугадать с большой долей вероятности. Для корректного предоставления и чтения процесса рекомендуется использовать схематичное отображение, что позволяет наложить основные этапы процесса с их характеристиками на ось времени.

Много лет назад я читала Лео Бабаута про минимализм и пошаговое внедрение привычек по 1 штуке в месяц. Раз — и за несколько лет, внедряя по 12 привычек в год, Лео стал совсем другим человеком. Абсолютно другим. Очень успешным, хорошо выглядящим, успевающим уделять время своему блогу, жене и детям.

Лео Бабаута (Leo Babauta) – автор книг «Концентрируйся свободно», «Нет прокрастинации» и других. Автор блога ZenHabits («Привычки в стиле Дзен»). Он очень долго пытался изменить свою жизнь, но получилось у него это только, когда он в корне пересмотрел подход к изменениям.

Он за малые порции, небольшие изменения, постоянное ежедневное выполнение, четкие одинаковые триггеры, минимализм и спокойствие.

В 2005 году он имел лишний вес, мало двигался, имел много долгов и различных проблем. В 2006 имел здоровые привычки в питании, бегал марафоны, в 2007 году погасил последний долг. Было еще много других изменений. Вот так выглядит теперь его утро:

Эти привычки он вводил шаг за шагом, очень маленькими порциями, положительно подкрепляя, не торопясь, не переживая, если не получается закрепить. Я уже писала самое важное по заведению привычек на автоматизм по своему опыту — он пишет в своих книгах про то же самое. Только он на самом деле все внедряет так, как об этом пишет. А я только пыталась — частично, а многое делая наоборот.

Скинув желанные 5 кг, устав от диет, даже если немного даешь слабину — раз, и обратно вернулись. И еще дополнительные килограммы с ними от депрессии, что опять ничего не вышло, и, похоже, это вообще нереально.

Вся жизнь превращается в постановку целей — рывок — достижение результата — усталость — откат по результату — преодоление себя, собирание с силами через «не хочу» — несколько лет попыток совершить следующий рывок.

Насколько экологичнее по отношению к самому себе, гармоничнее и естественнее, приятнее, проще добавление здоровых и полезных привычек в свою жизнь.

Представьте, если бы вы знали, что вам надо через 2 недели выдать результат — 50 раз почистить зубы по 3 минуты.

Каким бы грузом это лежало и сколько сопротивления вызвало.. 50 раз. А ведь еще столько других дел. Вы бы наверняка тянули и с каждым днем все сильнее мучились, что еще остается так много.

Но задумываемся ли мы об этом действии каждое утро? Нет, часто и не помним, делаем на автомате, минимум энергии, никакого давления. А есть иметь хорошую щетку, использовать ирригатор, то все это еще и доставит удовольствие.

На наше отношение ко всем желаемым изменениям сильно влияет спешка и проистекающая из нее категоричность.

Мы спешим обязательно все успеть по плану, спешим успеть реализовать все, что задумано дальше после текущего события. Если что-то вклинилось — это помеха, мы же спешим, спешим прожить идеальный день или одеть платье желаемого размера на Новый год. Поэтому категорично и раздражительно относимся к любой помехе, вместо того, чтобы плыть спокойно по течению, внимательно и с интересом (ну раз уж случилось) рассматривать любое неожиданное событие и воспринимать его как новый эпизод игры, как что-то потенциально полезное, а может, даже гораздо более полезное, чем то, что мы планировали. Когда не спешишь — все спокойно, легко, интересно, просто. Сам процесс становится приятным.

Да, численные характеристики и замеры важны. Но можно замерять не результат — не килограммы, и даже не объемы тела в сантиметрах, а процесс движения — внедрение новых здоровых привычек от месяца к месяцу.

И все плавно, без стресса приведет вас к желаемой цели.



Получайте ежедневно короткие посты на тему саморазвития и личной эффективности, улучшения жизни:

Сегодня мы поговорим о простом рецепте счастья, который некоторые мудрые люди открыли для себя уже давно, а потом пришла наука психология и всё это подтвердила официально.

Начнём с того, что...

Психология различает два вида деятельности: 1) деятельность, направленную на результат и 2) деятельность, в которой важнее - процесс, а результат как бы отсутствует, размыт.

Поговорим об этих двух видах деятельности.

Действия, направленные на результат, на цель или Целенаправленные действия

Как различить эти действия из моря многообразных действий, совершаемых нами?

Целенаправленные действия:

  1. Изначально очень чётко ориентированы на некий конкретный результат (пойти в лес и повалить топором дерево для обогрева дома).
  2. Имеют очень точные и чёткие критерии своей успешности или не успешности (Вовочка: Я стихотворение уч-и-и-и-л! Учительница Марь Иванна: Вовочка, я не спрашиваю: учил или не учил. Я спрашиваю - «Ты его выучил ?»)
  3. Чаще всего имеют вполне определённую структуру, пошаговый алгоритм, план действий (Чтобы испечь пирог, нужна серия последовательных и чётких действий).
  4. Через эти действия мы обычно успешно (или не успешно, если не получилось) адаптируемся и выделяемся в социуме, в обществе). Нарисовал чертёж. Победил в конкурсе архитекторов - тут тебе и слава и первое место от жюри, и денежная премия.
  5. С помощью этих действий мы можем довольно предсказуемо менять свою жизнь. (Если я буду пять лет сдавать в срок экзамены и зачёты, по по истечении пяти лет мне вручат диплом о высшем образовании).

Целенаправленные действия - они очень полезные, не так ли?

Но с ними есть одна беда. Даже две беды.

Во-первых , они стараются заполонить собой ВСЮ деятельность человека (а ведь есть ещё и второй тип деятельности, Вы помните?).

Во-вторых, ПРОЦЕСС их выполнения как правило лишается: и романтики, и удовольствия и осознанности-мотивированности. Всё это вынесено в РЕЗУЛЬТАТ.

В чём же проблема? А в том, что результат - это всего лишь - миг. А процесс может занимать годы. Лишать себя годами удовольствия, чтобы наполнить радостью... миг? Но «миг» в последствии может не выдержать такого наполнения и... порваться.

Именно поэтому люди, которые в момент своего триумфа должны вроде бы радоваться, на самом деле грустят и даже паникуют. Вот он, миг, пришёл...Чего ж я не радуюсь?

Ну а теперь рассмотрим второй вид деятельности человека, оставшийся. Его наполняют

Процессуальные действия

Как отличить их от других, в море разнообразных действий, которые мы совершаем?

Процессуальные действия:

  1. Никогда не ориентированы чётко и конкретно на некий чёткий и конкретный результат . (Когда я тяну бокал лёгкого французского вина, на какой я нацелена результат? Чтоб сосуды стали здоровыми? Или чтоб захотелось запеть «Ой, калина»?)
  2. Чаще всего процессуальные действия не обладают точными критериями некоего «правильного» или «неправильного» протекания . (Когда я играю в песочнице в пасочки и строю замки на пляже, я не сверяюсь с инструкцией)
  3. Такие действия лишены очевидного и прямолинейного практического смысла и пользы (болтовня с подругой).
  4. Если таким действиям искусственно придать направленность, подталкивая их к одному определённому исходу... то они сразу же теряют привлекательность и смысл. «Погибают», обессмысливаются.
  5. Это события, о которых можно сказать: они имеют смысл сами по себе .

Что мы отнесём к процессуальным действиям?

Дружеское общение,

Любование природой и людьми,

Философские (только непрофессиональные философские) рассуждения,

Секс (если только он не направлен на какую-то конкретику),

Вообще любование прекрасным, контакт с прекрасным и созидание чего-либо ПРЕКРАСНОГО.

Внимание!

Знаете, что говорит психология о процессуальных действиях? Она говорит, что именно и только эти действия позволяют нам быть... самими собой!

А нехватка процессуальных действий заставляет человека задыхаться и ощущать себя несчастным.

В самом деле. Сравним дружескую вечеринку «просто так» и дружескую вечеринку «со смыслом» (Например, когда в гости приглашается начальник с супругой, и для них печётся фирменный торт).

Не поэтому ли некоторые дети ненавидят, когда к их родителям в дом собираются гости? Не поэтому ли эти дети устраивают гостям саботаж?

Скорее всего они чувствуют, что гостей созвали не просто так, а со смыслом.

Будьте как дети...

В чём же заключается рецепт счастья, выдуманный мудрыми людьми и подтверждённый психологией?

А вот в чём. Нужно взять целенаправленное действие и превратить его в... процессуальное.

И чем меньше останется в Вашей жизни действий первого типа, а чем больше будет действий второго типа (процессуальных действий) - тем Вы будете счастливее.

Приведу пример из спорта.

Вы слышали такую фразу: «Важна не победа, важно - участие»?

То есть, мы приехали не «чтобы победить»... победить ценой сорванных связок и поломанных костей, а чтобы... по тусоваться в приятном нам обществе единомышленников, провести с пользой время.

А теперь маленькое задание-тест

Возьмите лист, расчертите его пополам. В первую колонку напишите все ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЕ действия, которые приходят Вам в голову.

Во вторую колонку напишите все ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ действия, которые приходят Вам в голову.

Сравните обе колонки.

Первый вопрос

Каким действиями из обоих списков Вам действительно хотелось бы заниматься преимущественно всю жизнь?

Первый вопрос «прим»

Так отчего ж не занимаетесь?

Второй вопрос

Какие «целенаправленные действия» (из первой колонки) Вы можете перенести во вторую колонку, то есть: изменить своё отношение к ним и сделать их процессуальными?

Например, можете ли Вы сделать мытьё посуды или полов действием на целенаправленным, а процессуальным?

Путь на работу сделать не целенаправленным действием, а процессуальным?

Иными словами, «действие-каторгу » превратить в«действие-прикольный досуг» ?

Не можете? А что, какое действие можете? Запишите.

Психология говорит, что выполнение целенаправленных действий помогает нам адаптироваться и выделяться в социуме.

А я задаю вопрос: может быть хватит уже адаптироваться в социуме? Не пора заняться собственным счастьем?