Презентация по литературе "Православные праздники. Рождество"

Содержание

  • Праздник Рождества Христова
  • Святки
  • Христославы
  • Праздник милосердия
  • Святочные рассказы русских писателей
  • Особый жанр
  • Былички
  • Обычаи
  • Расцвет святочного жанра
  • Рождественский и святочный рассказ
  • Увлечение жанром святочного рассказа
  • Признаки жанра
  • «Бог есть начало добра»
  • Внутреннее преображение
  • С чего начинается святочный рассказ
  • Тема семьи
  • Идейное своеобразие святочного рассказа
Праздник Рождества Христова
  • «Был на свете самый чистый и светлый праздник, он был воспоминанием о золотом веке, высшей точкой того чувства, которое теперь уже на исходе,– чувства домашнего очага. Праздник Рождества Христова был светел в русских семьях, как ёлочные свечки, и чист, как смола. На первом плане было большое зелёное дерево и весёлые дети; даже взрослые, не умудрённые весельем, меньше скучали, ютясь около стен. И всё плясало – и дети, и догорающие огоньки свечек»,– вспоминал А. Блок. В этом высказывании уже чувствуется ностальгия человека XX века по утраченному.
Святки
  • Дни от Рождества до Крещения именовались (именуются) Святками.
  • Название Святки восходит к прилагательному «святой». Святочные дни были особенно любимы, радостны и очень торжественны еще и потому, что христианская церковь приурочила к ним три больших праздника: Рождество (7 января, по новому стилю), день Василия Великого (14 января), Крещение (19 января). Атмосфера святости, радостного благоговения перед совершившимся чудом – рождением Богомладенца – поддерживалась в каждой семье посещением храмов, делами милосердия, тематическими, беседами, чтениями, исполнением колядок христианско-библейской тематики.
Христославы
  • Колядовщиков, исполняющих тропарь праздника «Рождество Твое…», рождественские гимны, величальные песни о том, как родился Христос, как в гости к хозяевам пришли Божьи посланники, называли христославами. Часто они совершали обход дворов и домов со звездой, прикрепленной к большой палке и символизирующей Вифлиемскую звезду, приведшую волхвов поклониться спеленутому в яслях Христу. От постоянного движения руки звезда на шесте делала постоянные обороты, за которыми освещались пустоты внутри – это было очень красиво, привлекательно. Ходили и с вертепом, особым ящиком с куклами-марионетками, разыгрывая представления на евангельский сюжет.
Христославы
  • Желая хозяевам здоровья, хорошего урожая, благосостояния, колядующие напоминали и о необходимости быть великодушными, милосердными, помогать немощным, бедным, посещать больных, творить добрые дела, быть воздержанным и т.д., ведь
  • Рождество несет обновление, всеобщую любовь и примирение: Бог послал в этот греховный мир Своего Сына, чтобы спасти человечество от грехов и вечной гибели. Со дня Его рождения на земле наступило новое время.
Праздник милосердия
  • Это дни прощения обид, примирения, посещения друзей, это время добрых дел. Всех охватывает большая радость жизни. А главное – сделанное за день соизмеряется с вечно живыми заповедями Христа.
Святочные рассказы русских писателей
  • О трепетном соучастии в празднике традиционной православной семьи, о семейном уюте и душевном покое, стремлении приблизиться к спасительному идеалу рассказывает повесть И.С.Шмелева «Лето Господне», главы «Рождество» и «Святки». Праздничная, атмосфера святок описана в знаменитой балладе В.А.Жуковского «Светлана», в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». В рассказе Н.В.Гоголя «Ночь пред Рождеством» святки веселые, озорные. Радостные, волнительные, поэтичные - в одной из глав эпопеи «Война и мир» Л.Н.Толстого.
Особый жанр
  • Но в русской литературе, как известно, сложился и особенный жанр произведений - рождественские и святочные рассказы.
  • Привычным рождественским подарком были для читателей XIX века святочные рассказы, публиковавшиеся на страницах журналов и газет. Они были очень разные: добрые и трогательные, фантастические и иронические, печальные и даже скорбные, назидательные и сентиментальные, но всегда пытались умягчить людские сердца. При всём разнообразии праздничных рассказов сохранялось главное – особое, рождественское мировосприятие. Истории вмещали в себя мечты о доброй и радостной жизни, о щедрых и бескорыстных душах, о милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом.
Рождественский и святочный рассказ
  • В писательской среде, как западноевропейской, так и русской, термины «рождественский» и «святочный» строго не различались. Например, в подзаголовке «Рождественской песни в прозе» Ч. Диккенса указано: «святочный рассказ».
Былички
  • Исторически святочные рассказы вырастали из фольклорной традиции и связаны с устным жанром святочных быличек, содержанием которых были рассказы о том, что случалось в прежние времена на святках, о разных встречах с нечистой силой в опасных местах, или во время гадания, или на святочной вечеринке.
  • Конечно, эти рассказы (былички) несли в себе отзвуки язычества, суеверий, смешения языческого и христианского.
Обычаи
  • У славян с давних пор существовал во время святок обычай рядиться, надевать личины, производить гадания, устраивать катания и пляски, возжигать огни и так далее. С распространением христианства на Руси эти древние обряды не искоренились, а осложнились новыми. Это получило отражение в литературе. В любом сборнике святочных рассказов можно найти сюжеты про гадания, надевания масок и так далее. Церковь издавна осуждала такое поведение как греховное. В указе патриарха Иоакима 1684 года, запрещающем святочные «беснования», говорится о том, что они приводят человека в «душепагубный грех».
Расцвет святочного жанра
  • Расцвет святочного рассказа наступает в XIX веке, и связано это с освоением западноевропейской традиции рождественского рассказа, который пришел в Россию вместе с творчеством Диккенса. В 1840-е годы были опубликованы его знаменитые рождественские повести «Рождественская песнь в прозе», «Колокола», «Сверчок на печи» и другие. Не менее значимыми в этом плане были и произведения Гофмана «Повелитель блох» и «Щелкунчик», сказки Андерсена, в частности «Ёлка» и «Маленькая продавщица спичек».
Увлечение жанром святочного рассказа
  • С этого момента в России начинается увлечение жанром рождественского рассказа. Однако одновременно с подлинными шедеврами жанра появлялись и слабые произведения, по поводу которых иронизировал Н.С. Лесков, один из главных представителей этого жанра в русской литературе.
Признаки жанра
  • Лесков одним из первых определил жанровые черты святочных рассказов. В рассказе «Жемчужное ожерелье» (1885) он писал: «От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера - от рождества до крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и … чтобы он оканчивался непременно весело. ...Он должен быть истинное происшествие (выделено Лесковым)».
Признаки жанра
  • Или еще – в первом абзаце неоконченного святочного рассказа «Маланьина свадьба» он пишет: «Я расскажу вам, достопочтенные читатели, небольшую историйку, сложившуюся по всем правилам рождественского рассказа: в ней есть очень грустное начало, довольно запутанная интрига и совершенно неожиданный веселый конец». И, наконец, обязательным свойством такой истории, по Лескову, должно быть «добродетельство», то есть ценностная направленность автора. Без этого условия, все внешние жанровые признаки могут оказаться противоположными по функции, и рассказ может превратиться в «антисвяточный».
«Бог есть начало добра»
  • Лесков был твердо убежден, что «Бог есть начало добра». Только этот путь открывает дорогу к спасению и преображению, воскрешению «мертвых душ».
Внутреннее преображение
  • В настоящем святочном рассказе автор стремится привести героя к внутреннему преображению, потому что зло побеждается, прежде всего, внутри человека.
С чего начинается святочный рассказ?
  • Святочные рассказы часто начинаются с описания беды и трудностей человеческого бытия. Бабушке, едва сводящей концы с концами, нечем порадовать внучат к празднику («Рождественская елка»), мать не в состоянии купить ребенку подарок (П. Хлебников, «Рождественский подарок»), нет денег на елку и у обитателей петербургской трущобы (К. Станюкович, «Елка»), даровитый молодой человек незаслуженно притесняем своим скупым дядюшкой (П. Полевой, «Славельщики»), подневольный крестьянин по прихоти барина должен убить своего любимца медведя (Н. С. Лесков, «Зверь»), потеряв билет на поезд, старуха не может попасть к умирающему сыну (А. Круглов, «В канун сочельника»). Однако всегда находится выход, преодолеваются все преграды, рассеиваются наваждения.
Тема семьи
  • Важнейшая тема святочных рассказов – тема семьи. Семейный круг, тепло отношений, взаимная любовь – это идеал. Но зло в мире приводит к сиротству, страданиям, одиночеству, поэтому в западноевропейской и русской литературе святочные рассказы часто сюжетом избирают судьбу сироты и возможность преодоления сиротства, для чего должно произойти чудо . (Не всегда это чудо в смысле «хеппи-энд,а». Финал в земном плане может быть трагическим, но чудо встречи со Христом в мире небесном открывает иную перспективу жизни блаженной, без страданий для тех, кто настрадался в жизни земной. Пример тому – рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на Елке».)
  • Идейное своеобразие святочных рассказов
  • Жанровая принадлежность и идейное своеобразие святочных рассказов определяются содержанием праздника Рождества и Святых дней: направляют сознание человека к поиску и утверждению идеи любви, милости, доброты, сострадания. Соответственно, в истинно-святочном и рождественском рассказах главными должны быть мотивы – во-первых, радости и света от самого явления в мир Христа, во-вторых, сострадания и милости ко всем страждущим, в третьих обязательного торжества жертвенности, высшей в христианской системе ценностей добродетели, победы любви над ненавистью, Добра над злом, человечности над бесчеловечностью.
Источники
  • http://art.1september.ru/articlef.php?ID=200702305
  • Кучерская М. А. Русский святочный рассказ и проблема канона в литературе нового времени. Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1997.
  • Самсонова Н. В. Рождественский текст и его художественная антропология в русской литературе XIX- первой трети XX вв. Автореф. дис. . канд. филол. наук. Воронеж, 1998.
  • Видуэцкая Ц. П. Жанр рассказа в творчестве Н. С. Лескова II Науч. докл. высшей школы: Филол. науки. 1961. № 2 (14). С. 92.


Праздник Рождества Христова занимает большое место в жизни всего мира. На всем земном шаре, где только проповедуется имя Христа, празднуется этот великий день, и с каждым годом, при каждом повторении этого праздника он приносит с собою как бы свежую струю любви и света. В каждом доме, в каждой семье ежегодно идут приготовления к этому дню, дети ожидают его с радостным нетерпением, родители с любовью думают о предстоящем детям удовольствии, мысль о праздничной елке наполняет все сердца.

Цель работы : рассказать об истории возникновения праздника, его традициях, проиллюстрировать работами выдающихся русских живописцев.



Кругом рождественская мгла.

Во мгле гудят колокола,

И с ними в лад

Слова звучат: «Мир на земле и счастья всем»

Всякий раз, когда мы перешагиваем

порог Нового года, на душе становится

особенно тепло, потому что через несколько

дней наступит Праздник Рождества! Рождество Христово - удивительное

время, когда сердце наполняется ожиданием

чуда... И это чудо происходит!.. «Христос рождается, славите!» - несётся над Вселенной, - «Христос с небес, встречайте!» - весь мир воспевает славу Творца. Ангельские силы и человеческий род - вместе прославляют Того, Чья любовь не имеет границ. И, наверное, поэтому Рождество Христово называют «Зимней Пасхой».





Свет был важной составляющей зимних языческих праздников. С помощью свечей и костров изгоняли силы тьмы и холода. В христианстве свечи считаются дополнительным символом значимости Иисуса как Света мира. Рождественские свечи означают победу света над тьмой. Свечи на райском дереве породили всеми нами любимую рождественскую елку .






Тем временем в Иерусалим прибыли из

какой-то восточной страны волхвы, или

мудрецы. Изучающие звезды. Они увидели,

как на небе появилась новая необычная звезда

и поняли, что ожидаемый Мессия родился.

Иудейский царь Ирод, прослышав о появлении необычной звезды, а, стало быть, и о рождении нового царя, испугался, что у него отнимут власть, ведь он не был иудеем. Ирод послал волхвов в Вифлеем разузнать о Младенце. Он задумал убить его.

Та же звезда шла перед волхвами по небу, указывая им путь, и привела как раз туда, где находился родившейся младенец Иисус.




Многие поэты и писатели прямо или косвенно обращались к теме Рождества. В ностальгический мир патриархального русского праздника перенесут произведения А.А.Фета «Рождество», И. А. Бунина "Новый год»



В русской поэзии XX века к евангельской теме обращались Борис Пастернак и Иосиф Бродский.

Иосиф Бродский дал своеобразный обет, и почти каждый год, на протяжении своей поэтической жизни обязательно писал рождественское стихотворение.



Рождество Христово, день, когда Спаситель явился в наш мир – великое для каждого христианина событие. Чувством радости и ликования наполнены церковное богослужение праздника и многочисленные иконы Рождества Христова, неоднократно становившиеся предметом внимания исследователей, богословов и искусствоведов, темой для художественных выставок.

Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако, основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Основными источниками иконографии стали Евангелие и церковное предание.


Рождество Христово. Вишняков И.Я.


Рождество Христово










  • Луковникова Е. Иконография Рождества Христова // Альфа и Омега, 1994.
  • Орлова М.А. О формировании иконографии рождественской стихиры «Что Ти принесем…» // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. СПб., 1995
  • В.В. Мороз "Большая детская энциклопедия празднования Нового года и Рождества".
  • История праздника Рождества. Яков Ушаков
  • Рождество Христово. Константин Победоносцев
  • http://www. р r а vmir.ru
  • Энциклопедия «Кругосвет»

Рождество как символ предчувствия, ожидания и в конце концов свершения чуда - привычный сюжет в литературе различных жанров.

Мы решили проследить за эволюцией этого мотива в русской литературе - и тем, как он трансформировался с течением времени.

НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ

Трутовский Константин Александрович.
«Колядки в Малороссии» Не позднее 1864
Холст, масло. 66 x 97 см
Государственный Русский музей

Фольклорные обычаи и обряды празднования занимают в литературе отдельное место - отчасти благодаря повести «Ночь перед Рождеством» Николая Гоголя, который в России стал одним из первых авторов, положивших канун святого праздника в основу литературного сюжета.

Церковь не особо поощряла народные традиции, прежде всего потому, что в их основе лежали языческие обряды. Остановимся отдельно на самом распространенном из них - колядках.

Аполлон Коринфский в своем труде «Народная Русь» писал, что понятие «коляда» имело разное значение в зависимости от региона.

«Коляда» («коледа») на севере - это рождественский сочельник, колядование - это обряд хождения по домам на Рождество с поздравлениями и песнями. В Новгородской губернии колядой называли подарки, которые получены при этих «хождениях».

В южных и юго-западных полосах, как отмечает Коринфский, колядой называют сам праздник Рождества и даже все Святки. В Беларуси «колядовать» означает «Христа славить». А вот в смоленских землях «колядовать» будет означать «побираться».

Колядовали по всей Руси. Молодежь после всенощной или заутрени шла целой толпой, устраивала «хождения», или колядования. При этом сопровождалось все песнями:

На сивом море
Корабель на воды,
В том кораблейку
Трое воротцы;

В перших воротейках
Месячок светичи,
В других воротейках
Сонечько сходит,

В третьих воротейках
Сам Господь ходит,
Ключи примая,
Рай вотмикая…

По старинному преданию, как пишет Коринфский, «накануне Рождества, в самую полночь, отверзаются небесные врата, и с высот заоблачных сходит на землю Сын Божий.

«Пресветлый рай» во время этого торжественного явления открывает взорам праведных людей все свои сокровища неоценимые, все свои тайны неизъяснимые.

Все воды в райских реках оживают и приходят в движение; источники претворяются в вино и наделяются на эту великую ночь чудодейной целебной силой; в райских садах на деревьях распускаются цветы и наливаются золотые яблоки.

И из райских пределов обитающее в них солнце рассылает на одетую снежной пеленою землю свои дары щедрые-богатые. Если кто о чем будет молиться в полночь, о чем просить станет - все исполнится-сбудется, как по писаному, говорит народ».

Так, обычай ждать волшебных чудес под Рождество, вышел из народных обычаев и впоследствии укоренился в литературе как мощный архетип. При этом непосредственное описание традиций чаще встречается в сюжетах волшебных сказок.

ПРАВОСЛАВНОЕ РОЖДЕСТВО

Image Hosted by PiXS.ru
Василий Верещагин. Рождество Христово (фрагмент).
Храм Христа Спасителя, Москва. 1875–1880

Другой традиционный образ, используемый в литературе, - Рождество православное. Несмотря на живучесть народных традиций, Православной церкви понадобилось всего несколько столетий, чтобы христианские обряды стали равноценными - а впоследствии и доминирующими.

С конца II до IV века Рождество как событие упоминалось в день Богоявления - 6 января, об этом пишет Климент Александрийский. Рождество как отдельный праздник, который отмечается 26 декабря, упоминается в середине IV века. В Римской империи 25 декабря праздновался языческий культ Непобедимого Солнца - день зимнего солнцестояния.

Самый подробный рассказ о рождении Иисуса Христа мы встретим в Новом Завете у Луки и Матфея (Евангелие от Матфея, 1-я глава):

«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.

Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна.

Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2:1–7).

После рождения Иисуса первыми ему пришли поклониться пастухи, которых известил о рождении Мессии ангел, а на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов. Они преподнесли дары - золото, ладан и смирну не как младенцу, а как Царю (Мф. 2:1-3).

Царь Иудеи Ирод узнал о рождении Мессии, нового царя. Он приказал убить всех младенцев в возрасте до двух лет, чтобы его уничтожить. Ангел явился Иосифу и повелел ему бежать в Египет вместе с семьей, где они и жили до смерти Ирода (Мф. 2:16).

Эта событийная канва впоследствии становится сюжетом для переосмысления многими авторами, но чаще всего встречается в поэтических произведениях разных лет.

РОЖДЕСТВО В СВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Александр Семёнов. «В Рождество», 1975

Наряду с волшебными сказками по мотивам народных обычаев и рождественскими рассказами с каноническим сюжетом выделяют авторский рассказ, традиция которого пришла в Россию из Европы - вместе с традициями светского праздника как такового.

В первой половине XIX века авторы еще обращались к русскому Средневековью, фольклору и теме фантастического и сказочного. Например, в «Святочных рассказах» Николая Полевого («Московский телеграф», 1826, № 23, 24) сюжет рассказывает о событиях в Великом Новгороде.

В это время рассказы с рождественским сюжетом еще не приобрели массовой популярности - лишь во второй половине XIX века святочный рассказ оформился как массовый жанр.

Основателем жанра в данном случае считаются Чарльз Диккенс и Ханс Кристиан Андерсен. Сюжет сказки последнего - «Девочка со спичками» - просматривается у Достоевского в рассказе «Мальчик у Христа на елке», а также в рассказе «Ангелочек» Леонида Андреева.

Рождественские мотивы настолько прочно укореняются в литературе того времени, что произведения с рождественским сюжетом начинают публиковаться в специальных святочных сборниках и альманахах.

Так рождается жанр святочного рассказа. Традиция семейного устного пересказа истории рождения Христа в канун праздника существовала к тому времени уже несколько веков, поэтому с развитием печати святочный рассказ молниеносно приживается и получает свою историю становления.

СВЯТОЧНЫЙ РАССКАЗ

Соломаткин Леонид Иванович. «Славильщицы»

В названии жанра святочного рассказа очевидна отсылка к понятию святок. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона дает такое определение:

«Святки, т. е. святые дни - двенадцать дней после праздника Рождества Христова, до праздника Богоявления.

Они называются и святочными вечерами, может быть в воспоминание событий рождества и крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время.

Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова церковь начала с древних времен…»

Почти все крупные писатели, которые работали в периодических изданиях во второй половине XIX века, писали святочные рассказы: Николай Лесков, Михаил Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский, Антон Чехов, Дмитрий Мамин-Сибиряк, Владимир Короленко, Павел Засодимский, Леонид Андреев, Максим Горький.

В рождественских номерах журналов «Игрушечка» и «Задушевное слово» были опубликованы рассказы «Христос в гостях у мужика», «Неразменный рубль», «Дурачок» Николая Лескова.

А Павел Засодимский в 1883 году выпустил два тома детских «Задушевных рассказов». Дмитрий Мамин-Сибиряк пишет детские святочные рассказы для сборника «Зарницы. Второй сборник рассказов для старшего возраста».

Часто святочные рассказы создавались не для развлечения, а для поучения детей. Авторы обращались к христианским темам и создавали на их основе простые и понятные детям истории.

Формат святочного рассказа был удобен для обучения - сюда органично вписываются темы нравственности, святости, доброты, самопожертвования и честности.

В дальнейшем жанр святочного рассказа стал развиваться в двух направлениях. Сам по себе жанр рассказа стал настолько массовым, что к нему обращались все писатели - и профессиональные, и начинающие, так что святочные рассказы превращались в легкое сентиментальное чтение без особых литературных изысков.

В то же время святочный рассказ для многих писателей стал полем для экспериментов и способом формирования нового литературного направления.

СТРУКТУРА ТРАДИЦИОННОГО СВЯТОЧНОГО РАССКАЗА

Федот Сычков. Христославы (Дети старой деревни) (фрагмент). 1935

Первоначально святочный рассказ формировался по принципу реализма - здесь не было места чудесам, фантазиям, мистике, сверхъестественному. Если какое-то чудо и было частью сюжета, то в конце оно объяснялось и оказывалось никаким не чудом.

Для такого построения сюжета была характерна структура «рассказ в рассказе» - так было удобнее всего разделить две реальности рассказа - ту, в которой существуют герои рассказа, и фэнтезийную, в которой творятся чудеса.

Еще одна характерная черта сюжета святочного рассказа - путь героя и изменения, которые происходят с ним за рождественскую ночь.

В этом случае чудо выступает главным двигателем сюжета - благодаря ему герой оглядывается на свою жизнь и решает ее изменить. Но это побочный рассказ с элементом чуда, саму эту историю нам излагает рассказчик.

В рассказе Николая Лескова «Христос в гостях у мужика» рассказчиком выступает старый сибиряк, который верит в правдивость всего, что произошло с его приятелем Тимофеем Осиповичем. Наталья Старыгина приводит пример в своей аналитической статье:

«Тимофей однажды в саду читал Евангелие. «Вот тут в эту самую минуту и случилося чуду начало, о котором Тимофей мне так говорит:
- Гляжу, говорит, вокруг себя и думаю: какое у меня всего изобилие и довольство, а Господь мой ходил в такой бедности…

И наполнились все глаза мои слезами и никак их сморгнуть не могу; и все вокруг меня стало розовое, даже самые мои слезы. Так - в роде забытья, или обморока и воскликнул я: Господи! Если б ты ко мне пришел, - я бы тебе и себя самого отдал. А ему вдруг в ответ откуда-то как в ветерке в розовом дохнуло:
- Приду!»».

Случается, что само чудо - это внутреннее повествование рассказчика или воспоминание о рождественской истории. Причем чудо - это обязательное условие этой легенды, тогда читатель будет воспринимать его как нечто, не относящееся к реальности рассказа.

Это приводит к тому, что читатель сам ищет реалистичное объяснение чуду. Случается и так, что легенда с фигурирующим в ней чудом уступает место сну героя, как это происходит в рассказах «Неразменный рубль» Николая Лескова, «Ангелочек» Леонида Андреева, «Сон Макара» Владимира Короленко.

Чудо может быть представлено как больное или слишком богатое воображение героя, например «Пугало» Лескова, «Мальчик у Христа на елке» Достоевского.

А иногда чудо - это мистификация, как в рассказе «Художник и черт» Антона Чехова, а иногда - лишь удачное стечение обстоятельств, как, например, в рассказах Лескова «Жемчужное ожерелье» и «Старый гений».

Порой вместо чуда герой сталкивается с людьми, которые готовы прийти на помощь в трудную минуту, ведь Рождество - время добра и сострадания. Чудо может и вовсе не быть частью святочного рассказа - писатели обращаются к реализму и предпочитают показывать эпизоды из жизни - например, рассказы «Перед печкой», «Неразлучники», «На большой дороге» Павла Засодимского.

Со звездой. Репродукция с картины Михаила Гермашева.
1916

Как правило, в святочном рассказе все события разворачиваются за одну рождественскую ночь, в течение которой герои меняют свою жизнь и свои принципы. Например, так происходит в рассказах Александра Чехова «Тришкина душа», «Нарушитель закона», «Тяжкий грех», «Звезда», «Ночной трезвон».

В святочном рассказе мы можем встретиться с героями, которые не знакомы друг с другом, но именно в рождественскую ночь их истории пересекаются, как в рассказе Александра Чехова «Сочельник в снежном заносе» и рассказе Николая Лескова «Отборное зерно».

Рассказ Лескова «Обман» тоже начинается с такой структуры: «Под самое Рождество мы ехали на юг и, сидя в вагоне, рассуждали…»

Однако, как бы ни изменялась структура святочного рассказа, как бы ни менялись принципы построения сюжета, главным в жанре остается одно - нравственная и поучительная составляющая. В финале истории неизменно следует мораль - то, ради чего герои пережили все рождественские приключения, ради чего творились чудеса.

Например, в рассказе «Зверь» Лескова (1883) проповедь священника растопила сердце сурового человека, изменила его отношение к жизни и к своим близким. Рассказ «Христос в гостях у мужика» (1881) завершается моралью автора:

«Так научен был мужик устроить в сердце своем ясли для рожденного на земле Христа. И всякое сердце тоже может быть такими яслями, если оно исполняет заповедь: «любите врагов ваших, благотворите обидевшим вас», и Христос придет в сердце его, как в избранную горницу, и сотворит себе там обитель».

К началу ХХ столетия вместе с общественно-политическими изменениями в стране происходит упадок жанра.

Сама традиция Рождества постепенно упраздняется, и акцент в зимних праздниках смещается на Новый год, который, как по эстафете, принимает обычай наряжать елку, дарить подарки, верить в чудеса - и становится, в свою очередь, центральным сюжетом для целого ряда волшебных, теперь уже новогодних, произведений.

Публикации раздела Литература

Как Рождество пришло в литературу

Р ождество как символ предчувствия, ожидания и в конце концов свершения чуда - привычный сюжет в литературе различных жанров. Мы решили проследить за эволюцией этого мотива в русской литературе - и тем, как он трансформировался с течением времени.

Народные традиции

Константин Трутовский. Колядки в Малороссии. 1864

Фольклорные обычаи и обряды празднования занимают в литературе отдельное место - отчасти благодаря повести «Ночь перед Рождеством» Николая Гоголя , который в России стал одним из первых авторов, положивших канун святого праздника в основу литературного сюжета. Церковь не особо поощряла народные традиции, прежде всего потому, что в их основе лежали языческие обряды. Остановимся отдельно на самом распространенном из них - колядках.

Аполлон Коринфский в своем труде «Народная Русь» писал, что понятие «коляда» имело разное значение в зависимости от региона.

«Коляда» («коледа») на севере - это рождественский сочельник, колядование - это обряд хождения по домам на Рождество с поздравлениями и песнями. В Новгородской губернии колядой называли подарки, которые получены при этих «хождениях». В южных и юго-западных полосах, как отмечает Коринфский, колядой называют сам праздник Рождества и даже все Святки. В Беларуси «колядовать» означает «Христа славить». А вот в смоленских землях «колядовать» будет означать «побираться».

Колядовали по всей Руси. Молодежь после всенощной или заутрени шла целой толпой, устраивала «хождения», или колядования. При этом сопровождалось все песнями:

На сивом море
Корабель на воды,
В том кораблейку
Трое воротцы;
В перших воротейках
Месячок светичи,
В других воротейках
Сонечько сходит,
В третьих воротейках
Сам Господь ходит, ―
Ключи примая,
Рай вотмикая…

По старинному преданию, как пишет Коринфский, «накануне Рождества, в самую полночь, отверзаются небесные врата, и с высот заоблачных сходит на землю Сын Божий. «Пресветлый рай» во время этого торжественного явления открывает взорам праведных людей все свои сокровища неоценимые, все свои тайны неизъяснимые. Все воды в райских реках оживают и приходят в движение; источники претворяются в вино и наделяются на эту великую ночь чудодейной целебной силой; в райских садах на деревьях распускаются цветы и наливаются золотые яблоки. И из райских пределов обитающее в них солнце рассылает на одетую снежной пеленою землю свои дары щедрые-богатые. Если кто о чем будет молиться в полночь, о чем просить станет - все исполнится-сбудется, как по писаному, говорит народ» .

Так, обычай ждать волшебных чудес под Рождество, вышел из народных обычаев и впоследствии укоренился в литературе как мощный архетип. При этом непосредственное описание традиций чаще встречается в сюжетах волшебных сказок.

Православное Рождество

Василий Верещагин. Рождество Христово (фрагмент). Храм Христа Спасителя, Москва. 1875–1880

Другой традиционный образ, используемый в литературе, - Рождество православное. Несмотря на живучесть народных традиций, Православной церкви понадобилось всего несколько столетий, чтобы христианские обряды стали равноценными - а впоследствии и доминирующими.

С конца II до IV века Рождество как событие упоминалось в день Богоявления - 6 января, об этом пишет Климент Александрийский. Рождество как отдельный праздник, который отмечается 26 декабря, упоминается в середине IV века. В Римской империи 25 декабря праздновался языческий культ Непобедимого Солнца - день зимнего солнцестояния.

Самый подробный рассказ о рождении Иисуса Христа мы встретим в Новом Завете у Луки и Матфея (Евангелие от Матфея, 1-я глава):

«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. Пошёл также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обручённою ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2:1–7).

После рождения Иисуса первыми ему пришли поклониться пастухи, которых известил о рождении Мессии ангел, а на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов. Они преподнесли дары - золото, ладан и смирну не как младенцу, а как Царю (Мф. 2:1-3).

Царь Иудеи Ирод узнал о рождении Мессии, нового царя. Он приказал убить всех младенцев в возрасте до двух лет, чтобы его уничтожить. Ангел явился Иосифу и повелел ему бежать в Египет вместе с семьей, где они и жили до смерти Ирода (Мф. 2:16).

Эта событийная канва впоследствии становится сюжетом для переосмысления многими авторами, но чаще всего встречается в поэтических произведениях разных лет.

Рождество в светской литературе

Александр Семенов. В Рождество. 1975

Рождественские мотивы настолько прочно укореняются в литературе того времени, что произведения с рождественским сюжетом начинают публиковаться в специальных святочных сборниках и альманахах. Так рождается жанр святочного рассказа. Традиция семейного устного пересказа истории рождения Христа в канун праздника существовала к тому времени уже несколько веков, поэтому с развитием печати святочный рассказ молниеносно приживается и получает свою историю становления.

Святочный рассказ

Леонид Соломаткин. Славильщицы (фрагмент). 1868

В названии жанра святочного рассказа очевидна отсылка к понятию святок. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона дает такое определение:

«Святки, т. е. святые дни - двенадцать дней после праздника Рождества Христова, до праздника Богоявления. Они называются и святочными вечерами, может быть в воспоминание событий рождества и крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время. Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова церковь начала с древних времен...»

Почти все крупные писатели, которые работали в периодических изданиях во второй половине XIX века, писали святочные рассказы: Николай Лесков , Михаил Салтыков-Щедрин , Глеб Успенский, Антон Чехов , Дмитрий Мамин-Сибиряк, Владимир Короленко, Павел Засодимский, Леонид Андреев, Максим Горький . В рождественских номерах журналов «Игрушечка» и «Задушевное слово» были опубликованы рассказы «Христос в гостях у мужика», «Неразменный рубль», «Дурачок» Николая Лескова. А Павел Засодимский в 1883 году выпустил два тома детских «Задушевных рассказов». Дмитрий Мамин-Сибиряк пишет детские святочные рассказы для сборника «Зарницы. Второй сборник рассказов для старшего возраста».

Часто святочные рассказы создавались не для развлечения, а для поучения детей. Авторы обращались к христианским темам и создавали на их основе простые и понятные детям истории. Формат святочного рассказа был удобен для обучения - сюда органично вписываются темы нравственности, святости, доброты, самопожертвования и честности.

В дальнейшем жанр святочного рассказа стал развиваться в двух направлениях. Сам по себе жанр рассказа стал настолько массовым, что к нему обращались все писатели - и профессиональные, и начинающие, так что святочные рассказы превращались в легкое сентиментальное чтение без особых литературных изысков. В то же время святочный рассказ для многих писателей стал полем для экспериментов и способом формирования нового литературного направления.

Структура традиционного святочного рассказа

Федот Сычков. Христославы (Дети старой деревни) (фрагмент). 1935

Первоначально святочный рассказ формировался по принципу реализма - здесь не было места чудесам, фантазиям, мистике, сверхъестественному. Если какое-то чудо и было частью сюжета, то в конце оно объяснялось и оказывалось никаким не чудом. Зачастую авторы объясняли такой ход тем, что мистический флер Рождества берет начало в народных верованиях и обрядах, которые были популярны на заре христианства. Для такого построения сюжета была характерна структура «рассказ в рассказе» - так было удобнее всего разделить две реальности рассказа - ту, в которой существуют герои рассказа, и фэнтезийную, в которой творятся чудеса.

Еще одна характерная черта сюжета святочного рассказа - путь героя и изменения, которые происходят с ним за рождественскую ночь. В этом случае чудо выступает главным двигателем сюжета - благодаря ему герой оглядывается на свою жизнь и решает ее изменить. Но это побочный рассказ с элементом чуда, саму эту историю нам излагает рассказчик.

В рассказе Николая Лескова «Христос в гостях у мужика» рассказчиком выступает старый сибиряк, который верит в правдивость всего, что произошло с его приятелем Тимофеем Осиповичем. Наталья Старыгина приводит пример в своей аналитической статье:

«Тимофей однажды в саду читал Евангелие. «Вот тут в эту самую минуту и случилося чуду начало, о котором Тимофей мне так говорит:
- Гляжу, говорит, вокруг себя и думаю: какое у меня всего изобилие и довольство, а Господь мой ходил в такой бедности... И наполнились все глаза мои слезами и никак их сморгнуть не могу; и все вокруг меня стало розовое, даже самые мои слезы. Так - в роде забытья, или обморока и воскликнул я: Господи! Если б ты ко мне пришел, - я бы тебе и себя самого отдал. А ему вдруг в ответ откуда-то как в ветерке в розовом дохнуло:
- Приду!»».

Случается, что само чудо - это внутреннее повествование рассказчика или воспоминание о рождественской истории. Причем чудо - это обязательное условие этой легенды, тогда читатель будет воспринимать его как нечто, не относящееся к реальности рассказа. Это приводит к тому, что читатель сам ищет реалистичное объяснение чуду. Случается и так, что легенда с фигурирующим в ней чудом уступает место сну героя, как это происходит в рассказах «Неразменный рубль» Николая Лескова, «Ангелочек» Леонида Андреева, «Сон Макара» Владимира Короленко. Чудо может быть представлено как больное или слишком богатое воображение героя, например «Пугало» Лескова, «Мальчик у Христа на елке» Достоевского . А иногда чудо - это мистификация, как в рассказе «Художник и черт» Антона Чехова , а иногда - лишь удачное стечение обстоятельств, как, например, в рассказах Лескова «Жемчужное ожерелье» и «Старый гений». Порой вместо чуда герой сталкивается с людьми, которые готовы прийти на помощь в трудную минуту, ведь Рождество - время добра и сострадания. Чудо может и вовсе не быть частью святочного рассказа - писатели обращаются к реализму и предпочитают показывать эпизоды из жизни - например, рассказы «Перед печкой», «Неразлучники», «На большой дороге» Павла Засодимского.

Со звездой. Репродукция с картины Михаила Гермашева. 1916

Как правило, в святочном рассказе все события разворачиваются за одну рождественскую ночь, в течение которой герои меняют свою жизнь и свои принципы. Например, так происходит в рассказах Александра Чехова «Тришкина душа», «Нарушитель закона», «Тяжкий грех», «Звезда», «Ночной трезвон». Уже позже авторы стали более изобретательны в сюжетных конвенциях святочного рассказа. Например, в рассказе «Художник и черт» действие начинается за четыре дня до Рождества.

В святочном рассказе мы можем встретиться с героями, которые не знакомы друг с другом, но именно в рождественскую ночь их истории пересекаются, как в рассказе Александра Чехова «Сочельник в снежном заносе» и рассказе Николая Лескова «Отборное зерно». Рассказ Лескова «Обман» тоже начинается с такой структуры: «Под самое Рождество мы ехали на юг и, сидя в вагоне, рассуждали…»

Однако, как бы ни изменялась структура святочного рассказа, как бы ни менялись принципы построения сюжета, главным в жанре остается одно - нравственная и поучительная составляющая. В финале истории неизменно следует мораль - то, ради чего герои пережили все рождественские приключения, ради чего творились чудеса. Например, в рассказе «Зверь» Лескова (1883) проповедь священника растопила сердце сурового человека, изменила его отношение к жизни и к своим близким. Рассказ «Христос в гостях у мужика» (1881) завершается моралью автора:

«Так научен был мужик устроить в сердце своем ясли для рожденного на земле Христа. И всякое сердце тоже может быть такими яслями, если оно исполняет заповедь: «любите врагов ваших, благотворите обидевшим вас», и Христос придет в сердце его, как в избранную горницу, и сотворит себе там обитель».

К началу ХХ столетия вместе с общественно-политическими изменениями в стране происходит упадок жанра. Сама традиция Рождества постепенно упраздняется, и акцент в зимних праздниках смещается на Новый год, который, как по эстафете, принимает обычай наряжать елку, дарить подарки, верить в чудеса - и становится, в свою очередь, центральным сюжетом для целого ряда волшебных, теперь уже новогодних, произведений.