Что носят еврейки. Кипа: почему евреи носят шапочку на голове? О ношении кипы

«Стоит Егорка в красной ермолке», помните детскую загадку про гриб подосиновик? А что же это за шапочка такая?

Ермолка – шапка богопослушных евреев. Так это название произносится на идише, а на иврите оно звучит как «кипа». Ударение может встречаться как на первый слог - в Израиле, так и на второй слог – у евреев в России.

Ермолка – мужской головной убор, традиционный для еврейского народа, - маленькая лёгкая шапочка, закрывающая макушку, плотно прилегающая к голове, круглой формы без полей и околыша. Может быть выполнена из ткани или связана из ниток.

Символизирует скромность, благочестие, смирение и преданность Богу.

Происхождение

Знатоки лингвистики наверняка отметят созвучия слова «ермолка», как называют головной убор в языках разных народов. Вероятнее всего, оно произошло от тюркского ягмурлук, что означает «дождевик».

Чуть позже оно было заимствовано славянами. В древнерусском есть слово емурлукъ того же значения. В польском jarmułka означает «шляпа».

Евреи приводят два варианта происхождения названия ермолки. Словосочетание йарэ малка – в переводе «трепет перед Царём», под Царём понимается Бог. Или йерэ ме-элока, буквально с иврита – «боящийся Бога».

Справка! «Кипа» переводится как «купол» или «защита». Во французском и итальянском языках тоже есть слова с подобным значением и близким звучанием – calotte (фр.), calotta (итал.).

Виды

В магазинах еврейской одежды на полках представлен большой ассортимент ермолок, которые различаются:

  • по размерам;
  • по цвету не только верха, но и подкладки;
  • по материалу – бархатные, шелковые;
  • по фасону – четырех-, шести- и восьмиклинные;
  • по форме – остроконечные и плоские;
  • по отделке – гладкие, расшитые, вязаные, отороченные мехом или с кисточкой, помпончиком на макушке.


Многообразие видов обусловлено традициями общины, к которой принадлежит обладатель кипы. Так что поистине свояк свояка видит - у евреев по головному убору - издалека.

Как носили раньше и носят в наше время

Если христиане мужчины, заходя в храм, снимают шапки, показывая этим благоговение перед Богом, то евреи, наоборот, носят кипу в знак особого почитания Всевышнего.

Её носят в храме, за молитвой и изучением Торы (иудейского религиозного Закона, Пятикнижия Моисея), во время еды, в знак траура по умершим, в честь праздника совершеннолетия (бар-мицва). Ортодоксы кипу почти не снимают.

Ермолку надевают как самостоятельный головной убор, и оставляют под другим национальным головным убором – шляпой или меховой шапкой.

Удерживается столь маленькая шапочка на голове при помощи специальной заколки-прищепки.

Ортодоксальные евреи предпочитают носить шляпы, современные либеральные ортодоксы выбирают маленькие вязаные кипы.

Справка! Маленькую круглую шапочку любят не только евреи. В России ходить в ермолке позволяли себе аристократы. Наравне с халатом и шлафроком (свободным пиджаком из мягкой ткани) она считалась домашней одеждой знатных господ.

Папа Римский на официальных мероприятиях тоже носит белый головной убор, похожий на кипу. Это традиционная шапочка католических священников, которую те надевают сразу после принятия сана. Кардинал Ришелье имел право носить шапочку красного цвета, чёрный цвет означает принадлежность к аббатству.

Ермолка – маленькая круглая шапочка присутствует, как атрибут учёной степени, на портретах известных академиков. Профессора наук старой гвардии носят её по сей день.

А когда в советской киноленте появляется персонаж из солнечной Грузии, то он щеголяет в кепке-аэродроме, если это городской житель. Пастухи в горных селениях появлялись на экране в небольшой войлочной шапочке серого цвета с отделкой из тесьмы, которая очень напоминает ермолку…

При слове «еврей» мы сразу представляем себе человека с умными глазами с хитринкой в традиционной шапочке, из под которой выбиваются пейсы. Этот головной убор называется кипа. Его неспроста носят представители семитского народа, восходящего к древним жителям Израильского и Иудейского царств.

Главный раввин московской религиозной общины «Даркей Шалом» Давид Карпов рассказывает следующее: «Традиция ношения кипы восходит к древним временам. Головной убор изначально принимали за символ контакта с Богом. Служение Всевышнему (произнесение молитвы, благословения, изучение Торы) сопровождалось покрытием головы» .


«Тора (Шмот 28) предписывает коэнам, служащим в Храме, надевать головной убор. Некоторые евреи перестали снимать кипу, демонстрируя тем самым, что каждый их поступок, даже в повседневной жизни, направлен на служение. Смысл этого обычая — показать осознание евреями существования Всевышнего и Его Мудрости и то, что они ценят это выше головы, наиболее развитой и важной человеческой части тела» .



Кипа — это головной убор благочестивого еврея, символизирующий скромность, смирение и благоговение перед Всевышним. Она представляет собой маленькую круглую (вязаную или сшитую из ткани) шапочку, прикрывающую макушку. Ее еще называют ермолкой.



Христиане-мужчины проявляют уважение к Богу, когда снимают головной убор, а иудеи — надевая кипу. При этом нигде в Торе или Талмуде нет предписания тем, кто считает эти книги священными, обязательно покрывать голову. Эту традицию евреи создали самостоятельно.

Поэтому и придерживаются ее ситуативно. Ортодоксальные евреи носят эту шапочку постоянно, консервативные только во время принятия пищи и посещения синагоги, ну а реформисты вовсе не считают ее атрибутом веры.


Стоит отметить, что хоть еврейские женщины и не носят кипу, они также проявляют свое уважение к религии в ношении платка или парика после замужества. В ортодоксальном иудаизме считается, что волосы замужней еврейки должен видеть только супруг.


Ермолки отличаются друг от друга по цвету, размеру, форме, материалу. По их внешнему виду и способу применения можно определить, представителям какого течения или направления в иудаизме они принадлежат. К примеру, хасиды носят кипу под шляпой или меховой шапкой, которую называют штраймл. История ее происхождения и значение — тема отдельного исследования.



Делись познавательной статьей с друзьями в соцсетях.

Сразу оговорюсь, что речь пойдет о религиозных евреях. Они же датишные ("дат" - религия), также их называют ортодоксами, в общем евреи, соблюдающие кашрут, почитающие Талмуд и живующие по Торе. Про них я еще напишу отдельно, сейчас хочется сказать про их внешний вид. Фотографии не мои, найденные на просторах интернета для иллюстрации рассказа.

Я про белое покрывало, типа пончо , стало интересно, как же оно называется. Стала рыть интернет. В итоге нашла много интересного. Начнем с головных уборов.

Очень многие евреи, даже те, которые одеваются в нормальную современную одежду носят кипу . Ее также называют ермолкой . Для меня например это просто шапочка, но на самом деле они отличаются по цвету, материалу и покрою неспроста. Религиозные евреи выбирают кипу с соответствии с тем фасоном, который носят в его общине.


Поверх ярмолки еврей почти всегда надевает еще головной убор. В редких случаях это может быть кепка, которая называется каскет , кашкет или дашек . Но в основном это черная шляпа. Существует 34 основных типа этого головного убора, каждый из которых свидетельствует о происхождении, общинной принадлежности и даже социальном статусе хозяина!

Литвак (литовский еврей) или любавичский хасид носят шляпу кнейч с продольным заломом.

Литвак, занимающий высокое положение в общине носит шикарную и дорогую шляпу гамбург , не имеющую никаких заломов. Ее также называют мафтир-гитл . Многие хасиды носят в будни самую простую из шляп - капелюш , похожую на кнейч, но без заломов тульи и изгибов полей.

И кнейч, и капелюш, и большинство из гамбургов сделаны из твердого фетра. Другие виды шляп сделаны из велюра, скорее похожего на бархат или даже короткошерстный черный мех, по твердости не уступающего десятимиллиметровой фанере. Например самет , один из самых дорогих и роскошных фасонов. Обладатель самета почти наверняка венгерский хасид.

Еще есть плуш - традиционная шляпа потомственных евреев Йерушалми. В народе она называется флиикер-теллер (летающая тарелка) или супер . У нее широкие поля, а высота тульи всего 10 см.


Но все это не идет ни в какое сравнение с головным убором под названием ! Это самая натуральная меховая шапка! Причем их тоже много видов. Широкий и низкий, правильной цилиндрической формы так и называется "штраймл", низкие и широкие нестрогой формы, лохматые-косматые - называются "чернобл", а высоченная черная меховая циллиндрическая шапка носит название "сподик". Простой штраймл носят венгерские, галицийские и румынские хасиды, мохнатый чернобл - украинские, а сподик - польские хасиды. Это реально мех! В жару, ага. Недавно даже Памела Андерсон приезжала в Израиль в надежде уговорить Кнессет (израильский парламент) запретить продажу натуральных мехов, а ортодоксалов отказаться от ношения этих штраймлов:)

На этом остановимся. В следующей части постараемся разобраться в одежде ортодоксальных евреев. Не переключайтесь:)


Население Израиля

Население страны примерно около 7,5 млн человек. Так прикольно осознавать эту цифру, в одной Москве только в два раза больше. Когда наши друзья попали на Комсомольскую в час-пик, то опоздали на поезд, а нам потом рассказывали, что никогда в жизни не видели столько народу! "Мы просто не смогли идти!"

В общем я отвлеклась. Сегодня хочу рассказать о национальностях этой страны. Из них евреи где-то 76%, арабы - около 20% и 4% приходится на остальные национальности, такие как друзы, черкесы и проч. Половина всех людей, проживающих в Израиле родились там, другая половина - репатрианты из разных стран. Вот про эти-то группы и будет пост.

Ашкеназы - евреи из Восточной, Центральной и некоторых стран Западной Европы, а также Северной Америки.

UPD: некоторые пользуются языком идиш

Сефарды - евреи из Испании и Португалии. Эти вообще разговаривают на языке ладино, каком-то старом диалекте испанского языка. К сефардам также относят выходцев из стран Северной Африки (Марокко, Алжира, Туниса). Правда также я слышала, что их называют магрибскими евреями или "мааравим".

UPD: русскоговорящие бухарские евреи, а также евреи из Грузии - тоже сефарды

Восточные евреи - репатрианты из стран Азии и Африки. Многие знают арамейский язык. В эту группу входят йеменские, иракские, персидские, курдские, индийские и эфиопские евреи.

UPD: эту группу можно объединить с предыдущей, а арамейский знают только выходцы из Курдистана

Караимы - небольшая по численности группа предположительно алтайского происхождения. Хотя также читала, что сами себя они считают потомками гуннских и хазарских племенных союзов, ассимилировавших готов. Во как.

UPD: караимы родом либо из Литвы, либо из Крыма, это религиозная секта, алтайское происхождение возможно только для крымских караимов

Самаритяне - потомки населения Самарии. Их осталось совсем мало, около тысячи человек. Несмотря на то, что они тоже евреи, у них какие-то там свои заморочки по поводу Торы и священной горы. Кроме Самарии живут также в Холоне.

Арабы - это понятно. Арабы - выходцы из Сирии, Ливана, Египта, Судана, Алжира и Ливии, которые проживали на территории до образования государства Израиль. К вопросу о росте численности: в 1948 году их было 150 тысяч, а сейчас уже полтора миллиона!

Бедуины - они и в Африке Израиле бедуины. Живут в пустыне, подсчитывать из сложно, но вроде как по официальным данным около 150 тысяч человек.

Друзы - это мусульманская этно-религиозная община со своими несколько странными обычаями и традициями. Я упоминала их в прошлом году в посте про друзскую деревню. Для меня все касаемо них покрыто тайной, они вообще как я поняла особо не разглашают подробности своих обрядов и жизни.

Черкесы - мусульмане-сунниты. В свое время их помнится выгнали из России.

Ахмадисты - индусы-мусульмане, приверженцы секты ахмадие. В Израиле проживают в одном только месте в Хайфе, в квартале Кабабир, где живут уже почти 100 лет.

Кажется все. Если я что-то упустила, скажите, допишу.

Головные уборы евреев

Сразу оговорюсь, что речь пойдет о религиозных евреях. Они же датишные ("дат" - религия), также их называют ортодоксами, в общем евреи, соблюдающие кашрут, почитающие Талмуд и живующие по Торе. Про них я еще напишу отдельно, сейчас хочется сказать про их внешний вид. Фотографии не мои, найденные на просторах интернета для иллюстрации рассказа.

Я написала про белое покрывало, типа пончо, стало интересно, как же оно называется. Стала рыть интернет. В итоге нашла много интересного. Начнем с головных уборов.

Очень многие евреи, даже те, которые одеваются в нормальную современную одежду носят кипу. Ее также называют ермолкой. Для меня например это просто шапочка, но на самом деле они отличаются по цвету, материалу и покрою неспроста. Религиозные евреи выбирают кипу с соответствии с тем фасоном, который носят в его общине.

Поверх ермолки еврей почти всегда надевает еще головной убор. В редких случаях это может быть кепка, которая называется каскет, кашкет или дашек. Но в основном это черная шляпа. Существует 34 основных типа этого головного убора, каждый из которых свидетельствует о происхождении, общинной принадлежности и даже социальном статусе хозяина!

Литвак (литовский еврей) или любавичский хасид носят шляпу кнейч с продольным заломом.

Литвак, занимающий высокое положение в общине носит шикарную и дорогую шляпу гамбург, не имеющую никаких заломов. Ее также называют мафтир-гитл. Многие хасиды носят в будни самую простую из шляп - капелюш, похожую на кнейч, но без заломов тульи и изгибов полей.

И кнейч, и капелюш, и большинство из гамбургов сделаны из твердого фетра. Другие виды шляп сделаны из велюра, скорее похожего на бархат или даже короткошерстный черный мех, по твердости не уступающего десятимиллиметровой фанере. Например самет, один из самых дорогих и роскошных фасонов. Обладатель самета почти наверняка венгерский хасид.

Еще есть плуш - традиционная шляпа потомственных евреев Йерушалми. В народе она называется флиикер-теллер (летающая тарелка) или супер. У нее широкие поля, а высота тульи всего 10 см.


Но все это не идет ни в какое сравнение с головным убором под названием штраймл! Это самая натуральная меховая шапка! Причем их тоже много видов. Широкий и низкий, правильной цилиндрической формы так и называется "штраймл", низкие и широкие нестрогой формы, лохматые-косматые - называются "чернобл", а высоченная черная меховая циллиндрическая шапка носит название "сподик". Простой штраймл носят венгерские, галицийские и румынские хасиды, мохнатый чернобл - украинские, а сподик - польские хасиды. Это реально мех! В жару, ага. Недавно даже Памела Андерсон приезжала в Израиль в надежде уговорить Кнессет (израильский парламент) запретить продажу натуральных мехов, а ортодоксалов отказаться от ношения этих штраймлов:)

Штраймл носят только женатые мужчины. Исключение составляют только несколько десятков потомственных семей в Йерушалаиме. В этих семьях мальчик впервые надевает штраймл в день совершенолетия, бар мицвы — в тринадцать лет.

У каждой народности и национальности свои традиции, культура и даже наряды. Например, многим известна еврейская шапочка. Как называется она, однако, знают далеко не все. А называют ее "кипа", что в переводе с иврита означает "купол".

Немного истории

Изначально иудеи покрывали головы только во время молитв, показывая тем самым уважение к Всевышнему. К тому же носить кипы должны были жрецы храмов. Однако со временем они стали почитаться и благочестивыми евреями. Кстати, название шапочки еврейской символизируют своеобразную наивысшую точку в рамках микрокосма.

Особенности еврейских головных уборов

Что касается кипы, то она либо шьется, либо вяжется и является небольшой круглой шапочкой, которая прикрывает макушку. Ее можно носить отдельно, а можно поддевать под верхнюю шляпу. Если кипа совсем неглубокая, ее крепят к волосам с помощью заколок. Эта еврейскаяшапочка должна носиться во время религиозных служб, правда, это не оговорено ни Торой, ни Талмудом, а потому является не законом, а, скорее, обычаем. Однако предпочитают носить кипу всегда, и приучают к этому детей с 13 лет.

Как правило, еврейскаяшапочка кипа может многое рассказать о своем хозяине. Например, иудеи-ашкеназы носят убор, состоящий из четырех или шести клиньев черной ткани с белым подкладочным материалом. А религиозные сионисты предпочитают вязаные кипы голубого или белого цвета. В современном Израиле можно встретить и кипы большого размера, которые по окружности имеют выделяющуюся полоску. Это говорит о том, что носитель шляпы относит себя к сторонникам учения рава Авраама Ицхака Кука.

Еще одна популярная еврейскаяшапочка носит интересное название "штраймл". Это черная ермолка, сшитая из бархата и отороченная по краям хвостами соболя или лисы. В Израиле разновидностей этого головного убора насчитывается не один десяток. Согласно правилам, штраймлы должны носить женатые мужчины, но в некоторых семьях их надевают мальчики уже с 13 лет. Кстати, кипу полагается носить на макушке, но многие новички стараются пристроить ее поудобнее на затылке.

Еврейская шапочка, по местным обычаям, обязательно должна надеваться в важные, с точки зрения религиозных событий, дни, например, в Судный день или в день памяти умерших. Исторические факты говорят о том, что в СССР в кипе можно было появиться только в зоне еврейской общины, и даже был введен штраф за нарушение этого правила. И сегодня в некоторых странах иудеям рекомендуется не привлекать к себе внимание колоритными головными уборами, особенно там, где сильны антисемитские настроения.

Мало кто знает, но в России своеобразной разновидностью кипы была ермолка. Правда, она имела некоторые конструктивные отличия, но в общем и целом схожих элементов было намного больше. К популярным головным уборам Израиля можно отнести кнейч - это шляпа, имеющая широкие поля и продольный залом. Как правило, она шьется из черного фетра. Обычно эта разновидность шляп носится литовскими евреями. Польские иудеи предпочитают шляпу с необычным названием капелюш: она похожа на кнейч, но не имеет изгибов и заломов на тулье.