Ребенок замкнутый в школе. Замкнутый ребёнок, что делать? Как помочь малышу преодолеть замкнутость в себе

Юлия Пусева
Если ребенок замкнут. Причины замкнутости

Если ребенок замкнут . Причины замкнутости

Замкнутость – особенность личности, заключающаяся в недостаточности или отсутствии стремления к общению с другими людьми.

Замкнутость ребенка может быть вызвана разными причинами . Она может быть связана с психологическими особенностями малыша, тонкостью его душевной организации, богатством его внутреннего мира. Ребенок предпочитает находиться в одиночестве, он охотнее берется за занятия, требующие уединения : с удовольствием лепит, рисует, конструирует. Родители в этом случае должны быть крайне осторожны и чутки к своему малышу. Поэтому беспокойство, вызванное опасениями, что у него что-то не так, совершенно напрасно. Стремление, пока не поздно, перевоспитать ребенка , грубое вторжение в хрупкий мир его грез и фантазий может серьезно навредить его развитию, и тогда он действительно спрячется в свою скорлупку, уйдет в себя.

Иное дело, когда замкнутость малыша вызвана переутомлением, недомоганием, ссорой с близким другом, проблемами в общении со сверстниками. В таких ситуациях родителям необходимо осторожно выяснить причину резкой перемены настроения ребенка и постараться помочь ему менее болезненно пережить данный период.

Усугубляет ситуацию разобщенность взрослых, которые, пользуясь благами современной цивилизации, заменяют полноценное общение короткими разговорами по телефону. Не видя у родителей потребности в общении с родственниками и знакомыми, ребенок тоже перестает стремиться устанавливать контакты с теми, кто его окружает.

Причиной замкнутости малыша может быть и неправильное поведение родителей. Проанализируйте то, как вы ведете себя с ребенком . Достаточно ли вы уделяете ему внимания? Может быть, вы всегда заняты, вам некогда не то что поиграть с малышом, но даже поговорить с ним или хотя бы выслушать его? А не случалось ли такого, что малыш бежал к вам, радостный, показать, какой красивый камешек он нашел во время прогулки, какой смастерил из конструктора автомобиль, какого вылепил медведя, а вы резко его обрывали или даже прикрикивали только потому, что он оторвал вас от просмотра любимого телесериала или увлекательного футбольного матча? Может быть, вы постоянно высказываете не довольство его поступками, внушаете, что он все делает не так : слишком громко (или тихо) говорит, всегда торопится (или медлит, не так ходит, не так сидит.

Если в вашей семье случается нечто подобное, вам необходимо изменить свое отношение к ребенку , тогда и он перестанет замыкаться в себе.

Привыкнув к тому, что родители постоянно уходят от общения, отгораживаются от него под предлогом того, что им некогда, или заявляют, что им это неинтересно, малыш начинает сдерживать свои эмоции, переживания, он не пытается поговорить с родителями, а когда у него о чем-то спрашивают, ограничивается короткими ответами. Он привык считать, что все делает не так, что только мешает взрослым, путается у них под ногами; он боится, что вы будете злиться, кричать, за что-то наказывать.

Такая ситуация характерна для семей, в которых общение родителей с ребенком сведено практически до минимума. Это, к сожалению, широко распространенное явление современной действительности, связанное с ускоренным темпом жизни, профессиональной занятостью работающих отцов и матерей. К тому же по вечерам у взрослых обязательно находятся какие-то дела по дому, в которых ребенок не принимает никакого участия. Часто ему просто говорят, чтобы он не мешал, играл в другой комнате.

Многие родители, обеспечивая ребенку лучшие бытовые условия, заботясь о его здоровье, упускают из виду потребность малыша в тесном контакте с матерью и отцом. Родители покупают ему красивые и интересные игрушки или какое-нибудь домашнее животное, лишь бы он не мешал, не приставал с постоянными вопросами и просьбами. Вот ребенок и играет в одиночестве в своей комнате. Родители дома, но малыш не чувствует их присутствия - они не с ним, а где-то рядом, каждый занят своими делами. Такая родительская любовь лишена чувств, и ребенок от этого очень страдает, потому что игры, какими бы занимательными они ни были, и общение с четвероногим другом не заменят внимания родителей.

Даже взрослый человек испытывает потребность в выражении собственных эмоций. У ребенка же эта потребность гораздо сильнее. Малышу просто необходимо делиться впечатлениями, чувствами, эмоциями.

Представьте себе такую ситуацию : возбужденный карапуз с радостными блестящими глазенками подбегает к папе, уютно расположившемуся в кресле с газетой, и показывает ему свой рисунок : «Папа, смотри, какой я танк нарисовал!» Папа, не отрываясь от чтения, говорит : «Ты у меня молодец!» Малыш не унимается : «Папа, ты даже не посмотрел!» Через минуту папа бросает мимолетный взгляд на листок, который малыш держит в руке, и произносит : «Красиво» . Мальчик просит : «Папа, а давай вместе порисуем» . А папа, включая телевизор, отвечает : «Мы займемся этим завтра, а сейчас папе некогда, не приставай» . Дальнейшие уговоры ребенка отец упорно не желает слышать, и мальчик, опустив голову, с глазами, полными слез, плетется в свою комнату. А это может серьезно повредить не только общему развитию малыша, но и его здоровью, ведь даже взрослому человеку врачи рекомендуют время от времени выплескивать свои эмоции в целях профилактики нервных расстройств. Родители, придя с работы, должны еще выполнить какие-то домашние дела. Кроме того, они также нуждаются в отдыхе. И если случаи невнимания к ребенку происходят довольно редко и носят случайный характер, оснований для особого беспокойства нет. Чрезмерная забота о ребенке , постоянное, даже иногда навязчивое внимание к нему тоже могут принести вред его воспитанию, косвенно отразиться на семейном климате. Ребенок должен понять , что у родителей есть определенные обязанности, которые необходимо выполнять : если мама вместо того , чтобы стирать или готовить, пойдет с ним играть, то всем, и ему самому тоже, придется ходить в грязной одежде, оставаться голодными.

Малыш должен уяснить, что каждый человек имеет право на отдых и любимое занятие : родители устают от работы и домашних дел, и если они не будут отдыхать, они могут серьезно заболеть. Главное - не кричите на ребенка , а постарайтесь объяснить ему это спокойным тоном.

Ребенку нужно общаться с родителями не только для того, чтобы давать выход эмоциям, но и для того, чтобы постоянно чувствовать себя защищенным. Вступая в этот огромный и непонятный для него мир, малыш нуждается в поддержке родителей, ему необходимо знать, что где-то рядом находятся мама и папа, которые помогут в любую минуту, защитят, избавят от внезапно нахлынувшего страха. Душевный покой от того, что рядом папа - самый сильный на свете и мама - самая добрая и ласковая, имеет большое значение для полноценного развития личности ребенка .

Такой опыт, приобретенный в собственной семье, может переноситься ребенком и на более широкий круг общения за пределами родного дома. Боясь, что его не станут слушать, не поймут, не захотят с ним играть, малыш не может найти общего языка с ровесниками, в результате отказывается идти гулять, сидит дома перед телевизором или в своей комнате, окруженный любимыми игрушками.

Бывают случаи, когда ребенок замыкается в себе из-за разногласий взрослых в вопросах его воспитания. Папа требует от ребенка безоговорочного повиновения, не терпит возражений, маму же можно уговорить, разжалобить, а уж о бабушке и говорить нечего - исполняет любое желание любимых внука или внучки. Каждый из воспитателей считает свои методы единственно правильными, и зачастую по этому поводу между ними возникают ссоры. Порой выяснение того, кто прав, а кто виноват, происходит на глазах у ребенка , что отрицательно влияет на его развитие. Считая себя причиной разногласий и ссор близких людей, ребенок «уходит в себя» , старается как можно меньше попадаться на глаза и со временем так замыкается в себе, что исправить положение бывает очень трудно.

Чтобы таких проблем не возникало, родителям следует согласовывать методы воспитания ребенка , а спорные моменты обсуждать и решать в его отсутствие.

Методическая разработка доклада на педсовете о работе с замкнутыми детьми

Иванова Оксана Евгеньевна, музыкальный руководитель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №26 г. Углегорска Сахалинской области
Введение
Актуальность выбранной темы определяется тем, что сегодня объективный процесс интеллектуализации обучения и воспитания детей дошкольного возраста, наряду с положительным эффектом, оказал отрицательное влияние на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка. Статистика показывает, что в настоящее время в России значительно увеличилось число детей старшего дошкольного возраста страдающих отклонениями в эмоционально-волевой сфере: тревожностью, агрессивность, замкнутостью, застенчивостью, гипевозбудимостью, гиперактивностью и т.д. Однако, все эти отклонения в дальнейшем ведут к трудностям школьного обучения и взаимоотношений ребенка со сверстниками. Именно поэтому чрезвычайно актуальной на сегодняшний день является проведение с такими детьми психолого-педагогической коррекции.
В широком плане для нашей темы важен круг работ таких авторов, о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности: Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн.
Основными для нашей работы являлись труды: О.А. Акуловой, Л.Б. Беряевой, И.Г. Вечконовой, Е.В. Загребановой, А.П. Зарина, В.А. Деркунской, Г.В. Кузнецовой, Э.Г. Чуриловой.
Клюева Н.В. и Касаткина Ю.В. к нарушениям в общении у детей дошкольного возраста относят такие явления, как застенчивость и замкнутость. Многие исследователи, в том числе Адлер А. считал, что поведение всегда зависит от мнения людей о себе и об окружении, в которое они должны вписываться. Поэтому можно сказать, что поведение замкнутого ребенка основывается на неуверенности в себе и на страх перед общением с другими людьми.
Кудрина Г.Я. и Ковалева Е.Б. относят замкнутость к группе социально-нейтральных паттернов поведения, характерных для детей «социально не опасных», но имеющие личностные проблемы в плане самосознания, самооценки в отношениях с окружающими.
Кудрина Г.Я. и Ковалева Е.Б. рассматривают замкнутость ребенка как паттерн защитного поведения, который отличается низкой активностью в выборе способов психологической защиты, минимальной вариативностью, преобладанием пассивных способов защиты. Базовый способ защиты замкнутого ребенка – блокировка («глухая защита») – ребенок отказывается как от деятельности, так и от контактов с окружающими.
По мнению таких исследователей как Лисиной М.И. , Лабунской В.А. и других замкнутость возникает у дошкольников из-за эмоционального неблагополучия.
Таким образом, существует достаточно обширная литература по проблематике данного исследования. Тем не менее, несмотря на актуальность проблемы многие ее аспекты до сих пор остаются недостаточно разработанными. А многие литературные материалы являются труднодоступными.
Предмет исследования - замкнутость ребенка.
Объект нашего исследования - коррекция замкнутости детей 5-6 лет.
Целью курсовой работы является всестороннее изучение проблемы замкнутости детей, причины ее возникновения, всестороннее изучение деятельности при коррекции замкнутости у детей.
Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи
1. Изучить и проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по проблеме замкнутости детей.
2. Исследовать причины ее возникновения.
3. Разработать практические рекомендации по организации индивидуальной работы с ребенком для коррекции его замкнутости.

Глава I. Замкнутость ребенка, симптомы замкнутости
Замкнутость ребенка может проявляться с самого раннего возраста. С точки зрения психологии, это сложнейший феномен, в основе которого лежат многие личностные проблемы и особенности. Но на внешне поведенческом уровне застенчивость в основном проявляется в общении. Ребенку трудно контактировать с другими, хотя он может слушать, но редко становится инициатором беседы. Трудно быть в центре компании, разговаривать, когда его слушает большое количество людей, выступать перед другими. Сама мысль о том, что сейчас он привлечет к себе внимание, ему неприятна.
Замкнутость - нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими людьми, возрастании трудности установления новых социальных отношений.
Характеристика замкнутых детей. Это мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Могут быть проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Как правило, такие дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное её отсутствие. Замкнутые дети стремятся большую часть своего времени проводить в одиночестве или с близкими людьми (мамой, папой). Обычно такие дети очень тяжело переносят даже непродолжительное расставание с близкими, они нервничают, плачут и не отпускают от себя родителей. У них активно проявляется страх оказаться отвергнутыми, брошенными.
В детском учреждении такой ребенок адаптируется крайне медленно, с большим трудом. Активные контакты с воспитателем нередко остаются недоступные ему до окончания детского сада: он не может задать вопрос воспитателю, даже самый необходимый, стесняться попроситься в туалет и т. п. Не поняв задания воспитателя, такой ребенок не решается переспросить и в то же время боится не выполнить то, что требуется, в результате выполняет задание настолько неправильно, что вызывает недоумение, смех детей.
На занятиях такого ребенка трудно заставить отвечать на вопрос, а если это все-таки удается, то он говорит тихо и невнятно, обычно кратко. Выступление на празднике превращается для таких детей в настоящую муку.
Положение подобных ребят в группе сверстников очень незавидное. Не пользуясь симпатией других детей, не вступая с ними в контакт, они обречены на изоляцию, одиночество. В лучшем случае остальные дети не замечают их, безразлично отстраняют их от своих игр. В худшем – обращаются с ними насмешливо и грубо, дразнят, бьют, отнимают игрушки и другие вещи (одежду, сандалии).
Замкнутый ребенок не «допускает» к себе других людей, что часто вызывает негативное отношение к нему и родителей и сверстников. Это еще более усугубляет положение ребенка. Замкнутый ребенок приспосабливается жить в одиночестве, и это существенно деформирует его личность. Потребность в общении, эмоциональном контакте подавляется, а замкнутость является защитой от социальных воздействий. Если ребенок раним и гиперчувствителен, то замкнутость охраняет его психику от перенапряжения.
Замкнутость обычно рассматривается как негативная черта характера, которая доставляет массу неудобств обладателю. И все это вовсе не от любви к одиночеству: иногда таким людям особенно сильно хочется контактировать с другими, вот только с этим возникают сложности. Дети тянуться к общению, как с взрослыми, так и со сверстниками. Но некоторые не могут проявить себя и выбраться из личного пространства. Ребенок находит укрытие в своей замкнутости и черпает в ней силы. Он старается отдалиться от болезненного для него внешнего мира. Он как бы отчужден и сдержан в своих проникновениях, вмешательствах во всё, что вокруг него. В определенной степени многие дети испытывают эти чувства. Но более тревожат те, кто уже явно проявляет симптомы замкнутости:
ребенок может вообще не разговаривает, говорит, в крайнем случае, произносит слова шепотом;
держится подальше от всех или с большим трудом входит в коллектив;
у него друзей очень мало или нет совсем;
он боится начать что-то новое;
не решается выразить свое мнение;
таит внутри свои чувства, мысли, события, не идет на разговор со взрослым;
часто уклоняется в разговоре, прикрываясь фразой «я не знаю», а иногда и действительно думает, что ему нечего сказать;
излишняя осторожность в словах и поступках;
отсутствие спонтанных проявлений (но может очень желать этой спонтанности);
неглубокое дыхание;
психосоматические проявления (боли в желудке, например);
желание завести непривычную домашнюю живность (паука, ящерицу, змейку);
часто держит руки за спиной, в карманах, плотно прижатыми к себе, вяло висящими вдоль тела (нет живой жестикуляции).
При всем этом замкнутый ребенок может вполне нормально успевать в саду, выполнять свои обязанности, не устраивать истерик и ссор – ведет себя правильно.
Обобщая вышеизложенный материал, можно охарактеризовать застенчивость как черту характера, проявляющаяся в смущении, тревожности, нерешительности, затруднениях в общении, вызванных мыслями о своей неполноценности и отрицательном отношении к себе собеседников.
Проявление застенчивости разнообразно: ребёнок чувствует себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом, попросить помощи. Кроме того, такой ребенок не умеет и не решается вступать в контакты с другими, в особенности малознакомыми и незнакомыми людьми, со знакомыми же людьми он теряется, с трудом отвечает на вопросы взрослых. Глубоко застенчивый ребёнок теряет свою индивидуальность, он старается затеряться в толпе (спрятаться за чужие спины, скрыть своё лицо)
Мы не всегда замечаем это, а самое главное не всегда придаем большое значение. Однако, одной из самых больших проблем и является отклонение в поведении ребенка, а именно замкнутость. Необходимо на ранних этапах увидеть данную проблему и начать работать над ней. Если вовремя не обращать внимания на перемены в характере и поведении малыша, из него может вырасти неуверенный человек.

Глава III Последствия замкнутости. Коррекционная работа с замкнутым ребенком
Если ничего не предпринимать, то замкнутый ребенок останется в опасности:
будет подвержен насмешкам окружающих, сверстников, будут сниться ночные кошмары (проблемам, страхам останется выражаться только через них);
не научится вступать в беседу, поддерживать контакт (грозят проблемы с общением во взрослой жизни), будет в одиночестве;
не сможет проявлять свободно свои чувства и желания;
постоянно станет контролировать себя, свое общение и действия;
будет бояться свободно развиваться, познавать, совершенствоваться в разных сферах жизни;
не сможет удовлетворять многие свои социальные, психологические, личностные, сексуальные потребности;
сохранит неуверенность в себе на многие годы (не будет решаться на выбор, доводить всё до конца, сворачивая с пути, не будет решать сложные проблемные ситуации);
возможны душевные расстройства (они же уменьшают продолжительность жизни).
Чем дольше сохраняется это состояние, тем более ребенок погружается в него. Это осложняет его освобождение из замкнутого поведения.
Суть коррекционной работы с замкнутым ребенком составляет действия по расширению его возможностей установления и поддержания эмоциональных контактов с окружающими людьми.
Основные направления работы с замкнутым ребенком:
1. Устранение причин, приведших к этому нарушению;
2. Восстановление потребности ребенка в общении, контактах со взрослыми и сверстниками;
3. Гармонизация отношений ребенка в семье и группе сверсников (т.е. не только ребенка надо «поворачивать» к другим детям, но и показать им, что ребенок не так плох или злобен, как они о нем могли думать);
4. Обучение ребенка навыкам общения и установлению контакта.
Коррекционная работа представляет большую сложность из-за повышенной чувствительности ребенка, поэтому выполняться она должна с большой осторожностью.
Диагностические приемы для установления замкнутости у ребенка могут быть следующими:
Нужно избегать заглядывание ребенку в глаза, «тормошения» его с тем, чтобы вывести из «задумчивости», сильных тактильных воздействий. Первоначально в конактах с ребенком не должно быть давления и нажима. Ребенок, имеющий отрицательный опыт в контактах, не должен понять, что его снова вовлекают в привычно неприятную для него ситуацию. Не стоит настаивать на том, чтобы ребенок принимал участие в беседе, барьер замкнутости невозможно преодолеть сразу. Постараться создать такие условия, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно, уютно, безопасно. Например, при разговоре держать его за руку, поглаживать по голове или взять к себе на колени.
Нужно понаблюдать, чем ребенок занимается, и заняться с ним этим же, а не предлагать свои игры.
Необходимо выяснить, что ребенку в его игровых действиях приносит удовлетворение (например, то, что мяч не скачет, а катится по полу и пр.), другими словами, пронаблюдать за тем, как ребенок осуществляет аутостимуляцию, какими средствами и затем повторить эти действия для ребенка, не акцентируя первоначально внимание на том, что эти действия совершил сам. Смотреть при этом следует не в глаза, а на игрушку. Это даст возможность вызвать у ребенка приятные впечатления и создать основу для формирования и поддержания собственного положительного значения в глазах ребенка и постепенно предоставит возможность включить элементы контакта в привычную аутостимуляцию ребенка. Так, если ребенку понравится катать мяч, то можно попробовать катать его друг другу и т.п.
Далее, если положительный эффект достигнут, можно постепенно разнообразить удовольствия ребенка, усилить их аффективным заражением собственной радости - доказать ребенку, что вместе с другим человеком лучше играть, чем. одному.
На этом этапе, возможно, появятся достаточно хорошие результаты. Это обрадует родителей и они будут считать, что завершение коррекционной работы очень близко. Здесь наступает один из опасных моментов работы, так как после первого «прорыва» «скорлупы» ребенка, первых больших успехов обязательно наступает достаточно длительный этап работы, своеобразное «плато» в успехах ребенка, где необходимы упорные усилия, без получения новых, существенных результатов. Здесь начинается работа по восстановлению
потребности ребенка в аффективном контакте с окружающими людьми. Форсирование этого этапа может привести к негативным последствиям.
Только после закрепления у ребенка потребности в контакте, когда взрослый становится для него положительным аффективным центром ситуации, когда появляется спонтанное аффективное обращение ребенка к другому человеку, можно начать усложнение форм контактов, предложить свои, новые формы взаимодействия и игры.
«Усложнение форм контактов должно идти постепенно, с опорой на сложившийся стереотип взаимодействия. Ребенок должен быть уверен, что усвоенные им формы не будут разрушены и он не останется «безоружным» в общении.
Усложнение форм контакта должно идти по пути не столько предложения его новых вариантов, сколько осторожного введения новых ДЕТАЛЕЙ в структуру существующих форм.
Необходимо строго дозировать аффективные контакты с ребенком. Продолжение взаимодействия в условиях психического ПРЕСЫЩЕНИЯ, когда даже приятная ситуация становится для ребенка дискомфортной, может вновь погасить его аффективное внимание к взрослому, разрушить уже достигнутое.
Необходимо помнить, что при достижении аффективной связи с ребенком, смягчении его аутистических установок, он становится более раним в контактах, и его надо особенно беречь от ситуаций конфликта с близкими.
При установлении аффективного контакта необходимо учитывать, что это не является самоцелью всей коррекционной работы. Задачей является не просто центрирование ребенка на себе, а установление аффективного взаимодействия для совместного овладения окружающим миром. Поэтому по мере установления контакта с ребенком его аффективное внимание начинает постепенно направляться на процесс и результат совместного контакта со средой».
В ходе привлечения ребенка к процессу общения у него формируется спокойное и адекватное отношение к окружающим. Наблюдая за тем, как общается близкий ему человек, ребенок усваивает нормы и правила социального взаимодействия, у него формируется представление о навыках эффективного общения, совершенствуется речь.
Ничего не навязывать, а приспосабливаться к ребенку.
Отношения со сверстниками строить по методу: выделять его поведение, как отличное от других. Не повязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почувствовать принадлежность к коллективу сверстников.
Важно найти для таких детей область, которая им интересна (динозавры, компьютер и т.д.) и через обсуждение, беседы на эту тему налаживать общение.
Групповой метод работы с застенчивыми детьми - лучший способ добиться желаемого результата. Он позволяет смоделировать различные ситуации, связанные с контактом с другими людьми, с возможностью проявить себя на публике, в относительно безопасной обстановке, и тем самым получить позитивный опыт и тем самым скорректировать самооценку .
К сожалению, застенчивых детей довольно много. И это является серьезным основанием, чтобы об этом говорить и над этим работать. Игры и упражнения, ориентированные на особенности застенчивых детей и проводимые в группе, могут оказать существенную помощь таким детям.
В игра удобно использовать «маски» «маской» с образом животного, растения или образом неживой природы.
Игры, где есть телесный контакт, особенно полезны для застенчивых детей.
Чтобы сломать лед молчания в группе детей, кажущихся замкнутыми и неконтактными, необходимо позволить им расслабиться и прорычать, как львам, попыхтеть, как маленьким паровозикам.
Застенчивым детям просто необходимо научиться расслабляться. Поэтому специальные релаксационные упражнении желательно включать в каждое занятие. Эффект таких упражнений значительно возрастет, если текст будет сопровождаться специально подобранной музыкой, качество проведения релаксации будет значительно выше.
Давая детям задание, необходимо показывать ему свою уверенность в успешности его действий, но не акцентировать чрезмерно на этом свое внимание. Если ребенок почувствует пристальный интерес к его действиям, то застесняется еще сильнее. Если же взрослый отнесется к происходящему как к само собой разумеющемуся, малыш будет спокойным.
Застенчивые дети внушаемы: они хорошо чувствуют отношение к себе взрослого, его эмоциональный настрой. Поэтому спокойная уверенность взрослого – лучшее лекарство. За результат, достигнутый ребенком, его следует обязательно похвалить.
Для предотвращения застенчивости необходимо создать определённые организационно-педагогические условия в воспитании ребёнка. Главным образом, условий целенаправленного формирования у ребёнка навыков общения и умения действовать совместно с другими людьми. В воспитании застенчивого ребёнка большая часть ответственности должна лежать на воспитывающем взрослом, так как его личность - мощный фактор развития личности ребёнка (функция воспитывающего взрослого – приобщение к культуре, общественному опыту поколений), его роль - наглядно демонстрировать модели поведения, социальные нормы, ценности.
Замкнутость можно и нужно корректировать. Работа по преодолению замкнутости достаточно сложна и долго временна. Замкнутость ребёнка не пройдёт за один день. Поэтому следует набраться терпения и подготовиться к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе общения с ребёнком.

Заключение
В наше время мы видим разобщенность взрослых, которые, пользуясь благами современной цивилизации, заменяют полноценное общение короткими разговорами по телефону. Не видя у родителей потребности в общении с родственниками и знакомыми, ребенок тоже перестает стремиться устанавливать контакты с теми, кто его окружает.
Чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность. Эмоции отражают состояние человека и его отношение к чему-либо. В этом я убедилась в своей работе. Ребенок познает окружающий мир и делает это не отвлеченное и бесстрастно, а переживает происходящее с ним, формирует свое собственное отношение к тому, что его окружает, выбирает одни виды деятельности и ситуации и отвергает другие. Познание всего эмоционально. Любые психические окрашиваются эмоциями – будь то ощущение или воображение, мышление или память. Наш мир – это вечная борьба противоположностей. Избежать воздействия отрицательных эмоций невозможно. Любое активное участие в жизни, наряду с успехами и достижениями, предполагает наличие неудач, ошибок и срывов. Таков суровый закон жизни: только преодолевание препятствий и барьеров, поднимаясь после «падений», учась на ошибках, человек познает себя и свои связи с миром. Важно научить детей не отступать перед трудностями, не падать духом, спокойно и мужественно принимать неудачи и ошибки.
На основе проведенной работы я пришла к следующим выводам:
1. Проблема замкнутости ребенка в психолого-педагогической литературе рассмотрена достаточно подробно. Описаны определения, формы проявления, возрастная динамика, поведение и причины замкнутости.
2. С помощью экспериментальных исследований можно выявить группу замкнутых дошкольников и характерные особенности их личности и поведения (уклонение от того, чтобы первыми начать разговор, затеять какое-либо дело, задать вопрос).
3. Возможно корректировать особенности личностной и поведенческой сферы замкнутости дошкольника путем коррекционной работы с ним.
На сегодняшний день увеличилось количество детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременной её коррекции на сегодняшний день является весьма актуальной.

Список используемой литературы:
1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Р.-н-Д.: Феникс, 1999. - 416 с.
2. Василек Ф. Е.Психологические переживания. – М., 1984.
3. Волков Б.С., Волкова Н.В. психология Детская в ответах и вопросах. Дошкольный возраст. – М.: 2002, Сфера.
4. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. Ступеньки общения от года до семи. – М., 1992
5. Деркунская В.А. Воспитание, обучение и развитие дошкольников в игре. СПб.: Педагогическое общество России, 2005. 128 с.
6. Клюева Н.В., Ю.В. Касаткина Учим общению детей. – Ярославль: Академия 1996, развития.
7. Кудрина Г.Я., Ковалева Е.Б. Психологическая защита у дошкольников. Иркутск, 2002
8. Общение М.И Лисина, психология и личность ребенка. – Воронеж, Лисина.
9. Репина Т. А., Смолева Т. О. Неуверенный ребенок. //Дошкольное воспитание. – 1980, - №3
10. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2001. - 336 с.

Детская замкнутость – что делать родителям, когда они обнаружили, что их малыш сторонится людей. Ребенок не может подружиться ни с кем из сверстников, избегает вопросов на эту тему и всё больше замыкается от мамы и папы, детей, окружающего мира? Взрослые не всегда сразу могут найти правильные методы воспитания, которые помогут малышу справиться с возникшими трудностями. И самая большая сложность состоит в определении почвы, на которой возникла психологическая проблема.

Детская замкнутость – причины и последствия

Развитие коммуникативной закрытости может быть вызвано разными факторами, но в большинстве случаев оно является последствием ошибок в воспитании ребёнка:
  1. Напряжённая атмосфера дома, частые ссоры родителей, их негативное отношение друг к другу и к малышу заставляют маленького члена семьи «прятаться» в свой «панцирь».
  2. Мама, папа мало времени и внимания уделяют крохе.
  3. Ребёнок не имеет возможности общаться, играть с другими детьми.
Единственной естественной формой замкнутости у детей является интроверсия, которая связана с психоэмоциональными особенностями развития. Есть ряд особенностей в поведении малыша, которые являются признаками наличия психологических преград в общении и социальной адаптации:
  • у ребёнка нет ни одного друга;
  • он избегает взрослых и в кругу детей всегда находится в стороне;
  • мало говорит, его речь тихая;
  • не делится с родителями своими переживаниями, не высказывает своё мнение;
  • при разговоре старается убрать руки за спину или в карманы, жестикуляция при этом отсутствует.
Некоторые родители не придают большого значения детской замкнутости, списывая всё на характер, возраст, надеясь, что ребёнок перерастёт. В то время как ребёнок испытывает страх перед общением, не умеет находить общий язык с людьми и от этого испытывает серьёзный дискомфорт. Он боится поступить неправильно, получить отказ. Без своевременной помощи замкнутость может в будущем обернуться для малыша большими психологическими и социальными проблемами: комплексы; недовольство собой; неспособность к самореализации и взаимодействию с обществом, к созданию прочных личных отношений; одиночество.

Как воспитывать замкнутого ребёнка?

Научить малыша преодолевать внутренние барьеры, жить без страха, доверять окружающему миру и людям помогут следующие рекомендации психологов:

  • Не жалейте для крохи похвалы и поддерживайте каждый раз, когда он пытается подружиться с другими детьми, ведь для этого ему приходится собирать волю в кулак и прилагать большие душевные усилия.
  • Общайтесь, играйте с малышом, демонстрируйте ему свою любовь, чтобы он научился верить в себя.
  • Не применяйте в воспитании методы жёстких ограничений, давления на детскую психику. Объяснения, спокойный рассказ, умение договариваться научат ребёнка быть гибким в общении, способным выслушать, понять собеседника, а значит, и способным дружить.
  • Предоставьте малышу право быть ребёнком, немного непослушным, непоседливым, но активным, любознательным и счастливым. Только так он научится быть самостоятельным, уверенным, коммуникабельным.
Проблема в общении – не единственное последствие детской замкнутости. Это будет препятствовать малышу в учёбе; отразится на выборе профессии, поиске работы и в личных отношениях. Но если выбрать правильные методы социального, интеллектуального, личностного воспитания, ребёнок раскроется, поверит в себя и многого добьётся в жизни. Это вам скажет каждый преподаватель Школы устного счёта Соробан, где даже самые застенчивые дети становятся общительными, успешными и необыкновенно талантливыми. Читайте ещё:

Замкнутый ребенок сейчас встречается не так часто, как ребенок гиперактивный. Однако это не означает, что он не нуждается во внимании и помощи. Если у малыша проблемы с общением, то это может серьезно сказаться на его будущем, не дав ему возможности правильно развиваться. К тому же такие детишки зачастую остро реагируют на изменения в обстановке, привычном жизненном укладе. Иногда о таких малышах говорят, что они застенчивые, но правильно ли это?

Замкнутый ребенок редко рождается таковым. Хотя эта черта характера может передаться и по наследству. Но чаще всего она приобретается под влиянием воспитательных воздействий и окружающей обстановки.

Причины замкнутости ребенка:

  • врожденные (флегматический темперамент, наследственность);
  • проблемы со здоровьем (некоторые болезни могут отражаться на психическом состоянии ребенка)
  • один ребенок в семье, из-за чего наблюдается недостаток коммуникаций;
  • чрезмерная строгость родителей;
  • нехватка родительского внимания, совместных игр и занятий;
  • кроха считает себя ненужным и нежеланным;
  • психологическая травма (смерть близкого, болезнь, тяжелая ситуация, свидетелем которой стал малыш, развод родителей, затяжной стресс);
  • постоянное недовольство родных словами или действиями карапуза.

Прежде, чем пытаться устранить эту проблему, надо попытаться понять, почему ребенок замкнутый. Конечно, тому, кто находится постоянно рядом с таким малышом, не всегда легко найти причину. В таком случае можно обратиться к специалисту-психологу, который проведет диагностику для выявления причин, мешающих крохе благополучно взаимодействовать с окружающим миром и наслаждаться процессом общения.

Застенчивость и замкнутость

Эти два проявления характера часто путают друг с другом. И, действительно, они имеют достаточно сходные внешние проявления. И застенчивые, и замкнутые дети болезненно реагируют даже на малейшие изменения в их жизни и с опасением или страхом относятся к незнакомым или малознакомым людям. Такие детишки являются беспокойными и эмоционально неустойчивыми.

Однако застенчивый ребенок отличается тем, что все-таки он желает контактировать с окружающими и даже знает, как это делают, однако не может применить эти знания на практике. А замкнутый ребенок обычно, не знает, как общаться, и делать этого не хочет, потому что не имеет такой потребности. Это основная проблема, почему ребенок замкнутый.

Получается, что стеснительного кроху надо обучать практическим коммуникативным навыкам. А замкнутого ребенка - надо побуждать, в первую очередь, к разговорам и контактам, формировать желание общаться, и параллельно учить контактировать с окружающими людьми.

1. Замкнутость крохи нуждается в исправлении, нельзя закрывать глаза на это и считать проблему безвыходной.

2. Работайте над расширением круга общения карапуза. Водите его туда, где гуляют и играют детки. Вначале малыш может быть лишь пассивным наблюдателем или играющим одиночкой. Ничего, запаситесь терпением, наблюдение за общением тоже очень важно.

3. Будьте для замкнутого ребенка примером положительного, позитивного и плодотворного общения. Показывайте, что общаться - это радостно и интересно. Для этого рассказывайте, как вам было интересно, какую пользу вы получили от общения, что нового узнали, решили свою проблему и т.д.

4. Старайтесь посещать с крохой новые места, где вы сможете вместе с ним повзаимодействовать и познакомиться с новыми людьми. Но не заставляйте кроху, пусть все продвигается постепенно.

5. Для такого ребенка важно ощущение безопасности, поэтому при разговоре с людьми не оставляйте малыша одного, будьте рядом, придерживайте за руку.

6. Старайтесь не выказывать свои тревогу или опасения.

7. Помогайте ребенку выражать эмоции, поддерживайте инициативу, особенно, если она проявилась в общении. Стимулируйте к самостоятельным действиям, «заражайте» ребенка эмоциональностью.

8. Будьте доброжелательны к другим людям.

9. Создавайте ситуации, в которых малышу потребуется общение с окружающими.

10. Вовлекайте кроху в совместную деятельность, которая невозможна без разговора и обмена информацией.

11. Играйте почаще в игры, которые требуют диалога. В играх с игрушками оттачивайте навыки эффективных коммуникаций. Читайте книги, сказки, в которых есть диалоги и примеры продуктивного диалога.

12. Такому малышу жизненно необходимы доброжелательность, спокойствие и терпение окружающих.

Такая работа потребует времени и вашего внимания. Замкнутый ребенок постепенно будет привыкать к обществу. Если он почувствует безопасность и доброжелательность, то процесс коррекции пройдет быстрее. Если же в ходе вашей работы кто-то поселит в нем чувство страха своим неосторожным отношением, нетактичностью и злостью, то это может надолго остановить благополучное продвижение вперед. Иногда приходится параллельно разбираться с вопросом, как бороться с детскими страхами.

Однако, если ваши старания никак ни к чему не приводят, то замкнутый ребенок нуждается в серьезной помощи специалиста. Детский психолог может помочь правильно выявить проблему и подобрать коррекционные упражнения.