Как помочь ребёнку в выполнении домашних заданий? Советы психолога как помочь детям в выполнении домашнего задания Мудрые мысли о воспитании.

31.05.2017

Советы психолога Как помочь детям в выполнении домашнего задания

Ефимова Г.А., педагог-психолог

Домашние задания - это форма самостоятельной работы обучающихся с целью повторения, закрепления знаний, полученных на уроке. Домашние задания - обязательный компонент учебной работы. Ключевое словосочетание в данном определении - самостоятельная работа. Очень часто дети не могут справиться с домашним заданием самостоятельно. Причины могут быть самые разные: ребенок мог просто не понять новый материал, и поэтому не в состоянии выполнить домашнее задание; или, возможно, ребенок уже привык ждать помощи, самостоятельно работать он просто не может.

Как помочь ребенку научиться учиться, справляться с домашним заданием?

Прежде всего – приучать ребенка отдыхать перед выполнением домашней работы, при этом четко следуя правилу: просмотр телевизора – не отдых! Отвлечься от учебного процесса лучше на прогулке, или дома поиграть, подвигаться. К обязательным требованиям относится и 10-ти минутный перерыв между заданиями по разным предметам, более 30 минут без перерыва сидеть за учебниками не рекомендуется.

Ребенку должно быть комфортно при выполнении домашнего задания. Удобное рабочее место - следующее правило. Места должно хватать, чтобы ребенок мог расположить на столе все необходимое. Ноги ребенка не должны болтаться. Вся стопа должна стоять на полу. Можно использовать подставку. Следите, чтобы источник света находился по центру стола или чуть левее.

Следующий этап - ребенок открывает дневник, где должно быть записано домашнее задание. Если задание не записано, это совсем не обозначает, что ничего не задано. Нужно узнать задание и обязательно записать его в дневник, а потом уже начинать выполнять. При этом не обвиняйте педагога, а постарайтесь понять, почему Ваш ребенок не записывает задание в дневник. Речь идет о таком важном качестве, как самоорганизация, самоконтроль. А начинается все с дневника. Необходимо научить ребенка пользоваться дневником систематически. Основная роль принадлежит в этом именно родителям.

Необходимо научить ребенка самостоятельно осмыслить задание. Часто родители сами читают задание и говорят, что же надо делать. Ребенок должен сам прочитать задание вслух и объяснить, что надо делать. Если он не может объяснить с первого раза, необходимо читать до тех пор, пока ребенок сам не поймет и не расскажет, что нужно делать и в какой последовательности.

Некоторые родители просят (или заставляют) выполнять задание сначала на черновике, а потом переписывать в тетрадь. Но записи в черновике должны быть минимальными. Ребенок утомляется, а качество работы снижается. Кроме того, исправления в работе покажут учителю, где ребёнок пока испытывает затруднения.

Пытайтесь максимально сократить время выполнения уроков. Санитарные правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения к общему объему домашнего задания по всем предметам на следующий учебный день. Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

  • 1-й класс – домашнего задания нет;
  • 2–3 классы – 1,5 часа в день;
  • 4–5 классы – 2 часа в день;
  • 6–8 классы – 2,5 часа в день;
  • 9–11 классы – до 3,5 часов в день.

Следует отметить, что эти нормативы являются примерными. Очень многое зависит от психофизиологических особенностей ребенка, темпа его деятельности. Многие родители отмечают, что детям с трудом удается сосредоточенно выполнять задания на протяжении 30-40 минут. Дети могут отвлекаться на прием пищи, просмотр телевизора, компьютерные игры. Несмотря на установленные нормативы, бывают случаи превышения объема домашних заданий на несколько часов. Увеличение нагрузки не проходит бесследно: у детей может отмечаться большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, повышенная утомляемость, сопровождаемая иммунными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням. После выполнения уроков должно оставаться время на отдых, на прогулку.

До какого возраста надо помогать ребенку?

Пока не сформируются навыки самоконтроля, самоорганизации. На первых порах Вам придется постоянно сидеть рядом. Через некоторое время давайте возможность то или иное задание частично выполнить самостоятельно. Увеличивайте самостоятельность. Иногда приходится наблюдать, что ребенок просто ничего не делает, если остается один. Ему постоянно необходимо присутствие взрослого. Бесполезное сидение растягивает время выполнения задания, утомляется ребенок еще быстрее. Придется сидеть рядом, пока это необходимо. Если родители уже оказались в такой ситуации, не стоит немедленно менять установившийся порядок вещей. Надо двигаться постепенно. Несколько дней подряд взрослым целесообразно садиться как можно дальше от ребенка, выполняющего домашнее задание. Постепенно родителям следует увеличивать расстояние между собой и школьником, пока он не станет работать полностью самостоятельно.

Какие могут быть последствия того, что родители будут сидеть и делать уроки с первоклассником, второклассником, третьеклассником, четвероклассником? Созревание современных детей наступает довольно рано, и уже в 9-10 лет можно наблюдать у ребенка всю симптоматику подросткового возраста. Итак, к 5-6-му классу эта возможность - сидеть и делать уроки вместе с ребенком - у вас уже точно пропадет, ребенок просто не даст вам так участвовать в его жизни. Но за четыре года он привыкнет, что за уроки отвечает мама, а сам он эту ответственность взять не может и не умеет. Вы можете ценой потери отношений продолжать его заставлять лет до 14-15, пока сил хватит. Ребенок не будет по-прежнему отвечать за свои задания. А в 14-15 лет протест будет уже очень яркий - и с разрывом отношений. Вот почему дети, которые были чуть ли не отличниками в начальной школе (потому что за них все делали мама и папа), в средней школе резко снижают успеваемость. Помощь принимать они уже не готовы - это психологически невозможно, а умения и навыков учиться у них нет.

Родителю необходимо знать требования педагога, который учит ребенка. Опытные педагоги придерживаются классической системы: ребенок все должен делать сам, пусть и с ошибками, а они готовы научить и исправить. Другая часть педагогов, объяснив материал в школе, предполагает, что родители будут регулярно заниматься и советоваться, что и как делать; поэтому дети очень волнуются, боясь принести в школу задания, выполненные с ошибками. Важно, чтобы родители регулярно проверяли работы детей. Такое поведение взрослых порождает у ребенка ощущение завершенности работы, а также формирует чувство безопасности и уверенности, что задания выполнены без ошибок. Эту уверенность школьник принесет с собой в класс, а значит, будет чувствовать себя спокойнее при выполнении классной работы.

Если в школе задают много и непонятно для ребенка: что делать? Помогать ли ему?

Желательно избегать такой ситуации. Подобное случается, если ребенок попадает в школу более «сильную», чем ему показано. Обычно нормально развивающийся ребенок в школе своего уровня все понимает, хотя, конечно, может прослушать, заболтаться. Пользуйтесь помощью учителя, прибегайте к дополнительным занятиям в школе. Ориентируйте ребенка на то, что знания дает учитель. Если ребенок что-то не понял, нужно спросить у учителя. Не делая с ребенком уроки, надо все же следить за происходящим: «Расскажи, что было в школе, что вы учили? Как ты решаешь задачи?».

В школах, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, обязательно организуется группа продленного дня. При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) соблюдаются следующие рекомендации (нормативы СанПиН «Подготовка домашних заданий»):

  • - начинать самоподготовку в 15 – 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;
  • - предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности (для данного обучающегося);
  • - предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершению определенного этапа работы;

Успех в решении такой сложной задачи, как преодоление первых трудностей ребенка в школе, зависит от эффективного сотрудничества школы и семьи. Опыт показывает, что никакая, даже самая хорошая школа не может полностью заменить ребенку семью, семейное воспитание. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ПРИГОТОВЛЕНИИ УРОКОВ?

1. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка.

- Рабочее место должно быть достаточно освещено.

- Источник света должен находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки.

- Во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов.

2. Приучите ребенка вовремя садиться за уроки.

- Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 –1,5 часа после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних игр и развлечений.

- Если ребенок посещает кружок или спит после уроков, за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовление на вечер.

3. Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим местом. Своевременно устраивайте небольшие перерывы.

- Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно! Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 минут. К концу начальной школы оно может доходить до 30-40 минут.

- На перерыв достаточно 5 минут, если он будет заполнен интенсивными физическими нагрузками (приседания, прыжки, наклоны и т.д.).

4. Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных заданий, кроме тех, которые ему задали в школе.

- Не забывайте, что у ребенка ежедневно бывает определенное количество уроков, поэтому его работоспособность в течение дня снижается.

5. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу.

- Можно предложить проверить ее, исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания (пусть с ошибками) воспринимается как бессмысленное скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.

6. Первое время следите за тем, все ли уроки сделаны.

- Может быть, что ребенком плохо усвоен учебный материал. Тогда придется дополнительно позаниматься с ним, объяснить то, что осталось непонятным.

7. Присутствуйте при приготовлении ребенком домашних заданий, подбадривайте его, объясняйте, если ребенок что-то не понял или забыл, но не подменяйте его деятельность своей.

- На первых порах при выполнении домашнего задания дети могут делать много ошибок, помарок от неумения распределять внимание, от чрезмерного напряжения, быстрого утомления.

8. Требуйте, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка.

Неизменными остаются интерес и внимание к жизни ребенка, умение радоваться его успехам, а при первом появлении трудностей в учебе или общении Вы, уважаемые родители, конечно, должны помочь ему!

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Если Вы заинтересованы в том, чтобы Ваш ребенок успешно обучался в начальной школе и благополучно перешел в среднюю, обратите, пожалуйста, внимание на школьнозначимые умения ребенка и при необходимости окажите ему помощь в их приобретении и развитии.

1. Умение ребенка взять все необходимое для школы.

2. Умение поздороваться с учителями и детьми.

3. Умение задать вопрос учителю.

4. Умение отвечать на вопрос.

5. Умение слушать объяснения и задания учителя.

6. Умение выполнять задание.

7. Умение попросить помощь, если что-то непонятно, что-то не получается.

8. Умение долгое время заниматься одним и тем же заданием.

9. Умение обращаться с книгой, тетрадью и другими школьными принадлежностями.

10. Умение распределять работу на части.

11. Умение правильно реагировать на замечания.

12. Умение объяснять то, с чем не согласен.

14. Умение гордиться своей работой и не скрывать этого.

15. Умение устанавливать и поддерживать дружеские контакты со сверстниками.

16. Умение вести себя независимо по отношению к родителям и педагогам.

17. Умение взять на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства.

18. Умение самостоятельно пользоваться общественным транспортом, денежной системой, средствами для проведения свободного времени.

19. Умение делать выбор, обеспечивающий собственную безопасность и безопасность здоровья.

Успех в решении такой сложной задачи, как успешная учеба ребенка в школе, зависит от эффективного сотрудничества школы и семьи. Опыт показывает, что никакая самая хорошая школа не может полностью заменить ребенку семью, семейное воспитание. Единство требований семьи и школы – очень важный принцип воспитания. Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Ребенок, лишенный родительской нежности, вырастает замкнутым, неконтактным.

ПОМНИТЕ! Ребенок – самая большая ценность в Вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения:

  1. В любой момент оставьте все свои дела и займитесь ребенком.
  2. Посоветуйтесь с ребенком, невзирая на его возраст.
  3. Признайтесь ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему.
  4. Извинитесь перед ребенком в случае Вашей неправоты.
  5. Поставьте себя на место ребенка.
  6. Всегда воздерживайтесь от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка.
  7. Пытайтесь устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть.
  8. Расскажите поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете.
  9. Сохраняйте самообладание, даже если поступок ребенка Вас вывел из себя.

РЕБЕНОК ПЛОХО ВЫПОЛНЯЕТ ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ

! Последовательные, спокойные занятия дома помогут исправить положение:

ускорить темп его деятельности, усилить концентрацию внимания, улучшить почерк.

РЕБЕНОК ПОЛУЧИЛ "2”, "3”

! Не нервничайте сами и не нервируйте ребенка, а попытайтесь ВМЕСТЕ (Вы, ребенок, учитель) отыскать объективные причины неудачи. Медлительность, невнимательность, неаккуратность являются частыми причинами первых неудач ребенка.

РЕБЕНОК НЕ ЛЮБИТ УЧИТЬСЯ

! Перестаньте замечать неудачи. Сосредоточьте внимание на тех школьных достижениях, которые есть. Интересуйтесь не промахами, а успехами ребенка. Приободрите его, внушите ему веру в его силы.

РЕБЕНОК ЗАБОЛЕЛ ИЛИ ПРОПУСТИЛ ЗАНЯТИЯ

  1. позвоните родителям одноклассников и узнайте максимум информации об учебном процессе и жизни класса в целом.
  2. ПОДОЙДИТЕ к учителю ПОСЛЕ УРОКОВ и получите консультацию о том, на что нужно обратить внимание при выполнении домашнего задания в связи с пропуском учебных

Мишина Елена Юрьевна


Некоторые, чересчур заботливые родители, желая всячески облегчить бремя учебы для своего любимого чада, пытаются сами решать за него задачи, выполнять письменные задания и даже готовить сочинения. Это неправильно.

Но и бросать его сразу в воду, не научив плавать, тоже нельзя. Помогать ребенку нужно, но так, чтобы не снимать с него ответственность, не подавлять, а развивать его самостоятельность.

Как этого добиваться?

1. Учите ребенка задавать вопросы не только вам, но прежде всего себе. Чтобы он не ждал от вас готового ответа, а находил его сам. Например:
- «Тебе всё понятно?»
- «А что это значит?»
- «А как бы ты ответил на такой-то вопрос?»

2. Помогайте ребенку правильно пользоваться не только учебниками, но и словарями, справочниками, энциклопедиями.

3. Учите его постоянно анализировать свою работу. Особенность восприятия младшего школьника такова, что сам он не замечает своих ошибок: его восприятие еще не дифференцировано.
Проверяя выполненную работу, не сразу отмечайте саму ошибку, а спросите:
- «На какой строчке сделана ошибка?»
- «В каком слове сделана ошибка?»
- «Какую ошибку ты допустил и как ее исправить?»
- «Как проверить правильность написания?»

Стремитесь развивать память ребенка. Для этого заучивайте вместе с ним стихи. Это можно делать наперегонки, по очереди. Не заставляйте его специально «зазубривать» стихи, лучше просто читать их вместе вслух. Так возникает эффект сопереживания. Постепенно стихи запомнятся сами по себе.

Развивайте внимание ребенка. Используйте для этого всевозможные упражнения на сравнение рисунков, предметов, нахождение ошибок в изображениях. Задания целесообразно выполнять по очереди: сначала Вы придумываете задание - ребенок выполняет его, а потом наоборот.

Могут предлагаться друг другу и иные задачи на внимание:

- «Что изменилось сегодня в природе по сравнению со вчерашним днем?»

- «Какие особенности одежды были у мамы, у папы вчера?»

- «Посмотри внимательно, как я расставила 5 игрушек? А теперь скажи, как они поменялись местами?»

Развивайте также волю ребенка. Чтобы осуществить самостоятельные действия, ему всякий раз необходимо применить волевое усилие. А это не так просто. Вот почему важно, чтобы оно приносило ему эмоциональное удовлетворение. Но это возможно лишь в том случае, если дело доводится им до конца.

Развитие познавательной самостоятельности - сложный и трудный процесс. Для наглядности можно привести следующую таблицу:

Познавательная самостоятельность

может быть воспитана при обучении,

Познавательная самостоятельность

не может быть воспитана при обучении

если ребенок умеет

организовать свои занятия: «Посмотри, всё ли ты приготовил для своей работы?»

проводить необходимые действия (алгоритм выполнения): «Расскажи, что ты будешь делать с этим заданием?» «В каком порядке выполнять его?» «Какой результат должен получиться?»

записывать действия в виде схемы, таблицы, модели

контролировать свои действия в соответствии с образцом: «Сравни, так ли ты действовал?»

решать задачи разными способами и оценивать их преимущества и недостатки: «Каким еще способом можно решить эту задачу?» «Какой тебе больше нравится?» «Почему?»

на приказе, требовании взрослого: «Садись за уроки и немедленно делай их!», «Не перечь!», «Замолчи!»,

на упреках, окриках и оскорблениях: «Сколько тебе можно говорить?» «И тебе не стыдно?», «Ты что, не понимаешь что ли?» «Ты что, совсем дурак (дура)?» и т.д.

на инструктивной педагогике: «Делай так-то и так-то», «Пиши так и не иначе», «Слушай, что я тебе говорю».

на постоянной опеке: «Я сейчас освобожусь и решу за тебя эту задачку (сочиню ответы на вопросы, придумаю предложения, нарисую...)»

Желательно вырабатывать у ребенка всякий раз положительный настрой на успех :

хвалить его за любую положительную инициативу: «Это у тебя получилось хорошо, а теперь давай попробуем сделать вот это». «И это тоже получилось, ты просто молодец!»

«авансировать» успех: «А теперь попробуй решить задачу потруднее: наверняка получится!»

предоставлять ему в пределах допустимого (с 16.00 до 19.00) право выбора времени для занятий, порядка их выполнения, право выбора товарищей по занятиям, а также играм, интересам и т.д.

Чем больше будет развиваться самостоятельность ребенка, тем меньше придется оказывать ему всестороннюю помощь. Конечная цель воспитания - вполне самостоятельная и развитая личность, способная ответственно решать самые разнообразные жизненные задачи.

Необходимо создавать условия для двигательной активности детей между выполнением домашнего задания.

Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, правильностью светового режима.

Обязательно введите в рацион ребенка витаминные препараты, фрукты и овощи. Следите за организацией правильного питания.

Организуйте обоснованный контроль за учебной деятельностью ребенка.

Развивайте самоконтроль ребенка.

Для устранения причин плохой учебы необходимо внимание и терпение взрослых

Нужно помогать ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия.

Необходимо чаще играть с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывать шарады, кроссворды, головоломки.

Нужно приучать ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность.

Помогать ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится в первую очередь добросовестно выполнять домашнее задание.

С ДОМАШНИМ ЗАДАНИЕМ
Домашнее задание – одна из составляющих школьной жизни. Хорошо, если ребенок сам может организовать себя и не просит помощи взрослого. Однако это – большая редкость. Как помочь ребенку научиться учиться, легко справляться с домашним заданием?

1 шаг - организация рабочего места

Оборудуйте для ученика удобное рабочее место, с учетом его роста. Места должно хватать, чтобы он мог расположить на столе все необходимое. Ноги не должны болтаться. Вся стопа должна стоять на полу. Можно использовать подставку. Следите, чтобы источник света находился по центру стола или чуть левее. Ребенку должно быть комфортно при выполнении домашнего задания.

2 шаг - отдых после школы

Начинать выполнение домашнего задания необходимо после отдыха, лучше – прогулки. Дайте ему отвлечься от учебного процесса, поиграть, подвигаться.

Просмотр телевизора – не отдых!

На сытый желудок даже сложное задание не кажется таким страшным Накормите чадо обедом.

3 шаг - создание рабочей обстановки

Следите за тем, чтобы никакие внешние факторы не отвлекали ребенка от учебников. Создайте рабочую атмосферу. Выключите телевизор, радио, уберите из поля зрения игрушки.

4 шаг - планируем работу

Прежде всего, выполняя домашнее задание, ребенок учится самоорганизации, самоконтролю. А значит начинать надо с дневника. Необходимо научить ребенка пользоваться дневником систематически. Основная роль принадлежит в этом именно родителям. Многим знакома картина, когда ребенок приходит домой и не знает, что же было задано на дом. Приходится звонить одноклассникам. Узнав задание, ребенок начинает его выполнять, а вот запись в дневник не делается. Ребенок обязательно должен под контролем родителей запись сделать.

Почему так трудно научить ребенка пользоваться дневником? В дневнике отмечается весь негатив школьной жизни: не очень хорошие оценки, а получить всегда хочется хорошую; замечания, а не очень хочется, чтобы родители знали об этом;
домашнее задание должно быть записано, а выполнять его совсем не хочется;
расписание, которое сразу напоминает о том, что надо идти в школу, что до каникул еще далеко.

ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА.

ПРАВИЛА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ.


№ 1 . Не всегда стоит ругать ребенка за плохие оценки.

№ 2 . Начинать выполнение домашнего задания необходимо с просмотра дневника. Если не все задания записаны, необходимо записи восстановить.

№3. Необходимо дать понять ребенку, что дневник – не враг, а друг.

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ. В школьной жизни всякое бывает. Всем трудно, когда учатся. Плохая оценка констатирует факт, что пока ты этому не научился, но мы вместе справимся. У тебя не очень хорошо получается осваивать математику (литературу и т.п.), но ты отлично умеешь вышивать (рисовать...).

№4 . Контролируйте заполнение дневника на неделю вперед. Подписывать дневник в каждую среду.

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ. Некоторые предметы бывают не каждый день. Иногда задание дается на следующую неделю. Некоторые дети просто теряются, не знают, куда записать, долго ориентируются и не успевают. Если меняется расписание, пусть ребенок сам сделает пометки карандашом, заранее нацелит себя, куда надо записать задание.
№5 Приучайте ребенка к аккуратности. Дневник – документ. Вести его надо аккуратно.

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ. Прежде всего, необходимо посмотреть весь объем и уровень сложности. Расписание уроков лучше сверять с расписанием посещаемых кружков и семейным досугом. Иногда можно что-то сделать не накануне, а в тот день, когда уроков задается меньше(например, такие предметы, которые бывают 1 – 3 раза в неделю). Оценивая объем и уровень сложности, ребенок планирует свою деятельность. Необходимо подобрать вместе с ребенком все, что необходимо для работы по выбранной теме. Начните подготовку домашнего задания с наиболее трудных и объёмных предметов. Родители, наблюдая за работоспособностью и утомляемостью ребенка, могут сами выбрать оптимальный вариант. Чаще всего это точные науки – математика, русский язык, иностранный язык. Потом переходите к более легким и интересным. Стихи учите вместе, так будет веселей и интересней.Некоторым детям целесообразнее начинать выполнение заданий с самых легких. Таким образом, у ребят оказывается выполненными большее количество задач и упражнений, что порождает чувство удовлетворенности.

Если кроме учебника есть тетради на печатной основе, в них работали в школе, а дома по ним задания нет, стоит посмотреть, что и как ребенок делал в школе.

РАБОТАЕМ ПО ПИСЬМЕННОЙ ИНСТРУКЦИИ

Часто родители сами читают задание и говорят, что же надо делать. Ребенок должен сам прочитать задание вслух и объяснить, что же надо делать. Если инструкция к упражнению большая, многоступенчатая (надо выполнить несколько заданий), и ребенок не может сразу ее запомнить, выполнять задание можно по этапам. Но ребенок сам должен читать задание к каждому этапу и пояснять, что он будет делать.

Нужен ли черновик? Да, часто он необходим. Но записи в черновике должны быть минимальными. Нет смысла писать упражнение по русскому языку в черновик, делать все разборы, а потом переписывать в тетрадь. Ребенок утомляется, а качество работы снижается. Кроме того исправления в работе покажут учителю, где ребёнок пока испытывает затруднения.

следим за временем

Обязательно делайте 10-ти минутный перерыв между заданиями по разным предметам. Не заставляйте сидеть за учебниками более 30 минут без перерыва. Старайтесь максимально сократить время выполнения уроков. Выполнение всех уроков в идеале не должно превышать 2-х часов. После выполнения уроков должно оставаться время на отдых, на прогулку.

А если что-то не получается?

Как правило, домашнее задание значительно проще или аналогично материалу классной работы. Домашнее задание – закрепление навыков. Не каждый сразу усваивает материал. Если у ребенка не получается какое-то из заданий, то никогда не отказывайте ему в помощи. Если после объяснения, вы видите перед собой большие и полные непонимания глаза, переключите ребенка на другое упражнение, а к этому вернитесь немного позже.
Помните: объяснить – не сделать за ребёнка! Подсказывать нет смысла.

Каковы причины неспособности школьника справиться с заданием дома?

Он мог просто не понять новый материал, и поэтому был не в состоянии выполнить домашнее задание.

Возможно, у ребенка уже сформировалось чувство беспомощности. В этом случае, если он будет долго сидеть над заданием, велика вероятность, что оно будет выполнено родителями.

У ребенка могут быть серьезные проблемы с обучением в целом, например, по причине несформированности необходимых учебных умений и навыков.

Ученик не в состоянии справиться с большим объемом задания.

проверка

Письменную работу сам ребенок должен проверить, и только потом родители, если были допущены ошибки, могут указать на недостатки. Если в вашей семье ребенок делает домашнее задание самостоятельно, а вы только проверяете его приходя с работы, то не встречайте малыша словами: "Сделал ли ты уроки?”. Поговорите со своим ребенком на разные темы, попросите рассказать как его дела, самочувствие. Пусть он почувствует, что для вас важнее он сам, а не домашнее задание.

Как правило, родители в первую очередь обращают внимание на ошибки своих детей. Взрослым стоит взять за правило отмечать, как хорошо школьник выполнил те задания, которые сделаны без ошибок. А относительно заданий, в которых допущена ошибка, казать ребенку: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, то у тебя может получиться другой ответ». Это поможет ученику вернуться к заданию без отвращения и чувства бессилия.

Многие дети очень волнуются, боясь принести в школу задания, выполненные с ошибками. Поэтому важно, чтобы родители регулярно проверяли работу. Такое поведение взрослых порождает у ребенка ощущение завершенности работы, а также формирует чувство безопасности и уверенности, что задания выполнены без ошибок. Эту уверенность школьник принесет с собой в класс, а значит, будет чувствовать себя спокойнее, когда станет выполнять классную работу.

Существует мнение, что если ребенок допустил ошибки, он должен переписывать до тех пор, пока ошибок не будет. Это – глубокое заблуждение. Прежде всего, всю работу надо разобрать, подготовить ребенка к работе, нацелить на то, что сделать надо сразу и как можно лучше.

До какого возраста надо помогать ребенку?

Пока не сформируются навыки самоконтроля, самоорганизации. На первых порах Вам придется постоянно сидеть рядом. Через некоторое время давайте возможность то или иное задание частично выполнить самостоятельно. Увеличивайте самостоятельность.
Иногда приходится наблюдать, что ребенок просто ничего не делает, если остается один. Ему постоянно необходимо присутствие взрослого. Бесполезное сидение растягивает время выполнения задания, утомляется ребенок еще быстрей. Придется сидеть рядом, пока ему это необходимо. Если родители уже оказались в такой ситуации, не следует немедленно менять установившийся порядок вещей. Надо двигаться постепенно. Несколько дней подряд взрослым целесообразно садиться как можно дальше от ребенка, выполняющего домашнее задание. Постепенно родителям следует увеличивать расстояние между собой и школьником, пока он не станет работать полностью самостоятельно.
ПРИУЧАЙТЕ РЕБЕНКА К АККУРАТНОСТИ ВО ВСЕМ . Итог выполнения домашнего задания – подготовка портфеля. Ребенок сразу после выполнения домашнего задания должен собрать портфель, проверить, все ли он сделал, подготовить все необходимое к следующему учебному дню.
Не стоит думать, что, помогая ребенку, вы лишаете его самостоятельности. Самостоятельность формируется постепенно. Не делайте за ребенка, делайте вместе с ним.
Постепенно ребенок научится дела ть все сам!

РЕБЁНОК И КОМПЬЮТЕР. ДРУЗЬЯ ИЛИ ВРАГИ?


Совсем недавно детей ругали за то, что они могут часами сидеть перед экраном телевизора и смотреть одну передачу за другой.Сейчас ситуация несколько изменилась - телевизору пришлось потесниться и уступить часть занимаемого им пространства компьютеру. Причём компьютер оказался в значительно более выгодном положении. Он, в отличие от телевизора,лишь отвлекающего ребёнка от приготовления уроков, предоставляет практически неограниченные возможности для решения учебных задач. Это одна из сторон использования новой техники, но появилась и вторая, вызывающая опасение за жизнь и здоровье ребёнка. Ребёнок куда-то «уходит» и возникает страх, что оттуда он не вернётся или вернётся совсем другим. Компьютер из друга превращается во врага. Почему же дети так легко поддаются соблазнам компьютерных игрушек?

Причины возникновения компьютерной зависимости:

    Первая и самая главная - отсутствие навыков самоконтроля у ребёнка. Такой человек не умеет себя контролировать, ограничивать, «тормозить», он делает не думая, не может наметить перспективу, определить результат своего действия.

    Ребёнок не приучен к труду, к умению видеть работу и выполнять её. Такой человек не ощущает потребности трудиться во имя близких, выражая этим свою любовь и заботу о них.

    Ребёнка не приучили к сотрудничеству, он не научен советоваться, а значит слушать и самое главное - слышать советы и рекомендации. Такая «глухота» начинается в подростковом возрасте, и взрослые вдруг оказываются совершенно беспомощными, так как видят перед собой как будто совсем другого ребёнка - непослушного, словно оглохшего, не воспринимающего родителей.

    Ребёнок, лишённый родительского внимания, удовлетворяет потребность в тепле и общении, взаимодействуя с компьютером.

    Взрослеющий ребёнок сталкивается с трудностями, свойственными взрослой жизни. Не умея справиться с ними самостоятельно, не находя поддержки взрослых, он уходит в придуманный «свой мир», в котором для достижения счастья не надо тратить душевные силы.

    Стиль воспитания в семье построен на давлении, указаниях, воспитании ведомой личности, которая в результате все равно не умеет подчиняться и слушаться.

    Родители в общении с ребёнком не осознают его взросления, не изменяют стиль общения, не выходят на диалог, согласованные действия.

    Неуверенность в себе ребёнка, низкая самооценка, зависимость от мнения окружающих.

    Замкнутость ребенка. Малообщительный ребёнок, попавший (в силу индивидуальных особенностей или обстоятельств) в коммуникативный вакуум, не принимаемый сверстниками, также подвержен риску компьютерной зависимости.

    Дефицит эмоциональной поддержки со стороны значимых взрослых.

    Сильный рефлекс подражания, уход в нереальность вслед за «застрявшим» товарищем.

    Отсутствие контроля со стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумение самостоятельно организовать свой досуг.

Чрезмерное увлечение компьютером - индикатор состояния ребёнка, который не находит себя в реальном мире и потому погружается в мир виртуальный. Взрослые не всегда оказываются в состоянии заметить переживания ребенка, происходящие с ним изменения. За внешним благополучием ребёнка могут скрываться серьёзные переживания по поводу собственной несостоятельности и неполноценности. В случае выраженной компьютерной зависимости эти переживания обнажаются и становятся заметными.


Что делать, чтобы ребёнок не стал зависимым от компьютера?

    Познакомьте его с временными нормами (для детей 7-12 лет - 30 минут в день, но не ежедневно; 12-14-летние могут проводить 1 час в день; от 14 до 17 лет - 1,5 часа).

    Контролируйте разнообразную занятость ребёнка (кружки, широкие интересы).

    Приобщайте к домашним обязанностям.

    Культивируйте семейное чтение.

    Ежедневно общайтесь с ребёнком, будьте в курсе возникающих у него проблем, конфликтов.

    Контролируйте круг общения, приглашайте друзей ребёнка в дом.

    Учите правилам общения, расширяйте кругозор ребёнка.

    Научите способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых состояний.

    Осуществляйте цензуру компьютерных игр и программ.

    Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к играм своего детства.

    Не разрешайте выходить в Интернет бесконтрольно.

    Старайтесь не говорить с ребёнком часто об отрицательных явлениях жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несёт в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.

    Не забывайте, что родители - образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребёнка (с учётом своих норм).

    Проанализируйте, не являетесь ли Вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор? Ваше освобождение - лучший рецепт для профилактики зависимости у Вашего ребёнка.

Надо хорошо понимать те чувства, которые испытывает ребёнок во время увлечённой игры на компьютере. Игра дает ребёнку те эмоции, которые не всегда дает ему жизнь. Это широчайший спектр - от положительных эмоций до отрицательных: восторг, удовольствие, увлеченность, досада, гнев, раздражение. И все это можно испытать, не вставая с места. Есть и другой важный аспект: у ребёнка в игре создается иллюзия овладения миром. Проиграв, он может переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново прожить неудавшийся кусок жизни. Это особенно захватывает детей, которые болезненно ощущают свою не успешность. Но в реальной жизни по мановению волшебной палочки проблемы не решаются.

Что делать, если Вы подозреваете у ребёнка компьютерную зависимость?

    Не идите путём насилия, не вводите строгих запретов и ограничений. Не делайте ничего быстро и резко, так как если ребёнок серьёзно «завис», то резкое отлучение его от «компьютерного наркотика» может привести к кардинальным поступкам (самоубийству или его попыткам уходу из дому и пр.).

    Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние.

    Не действуйте «на авось», пользуйтесь проверенными рецептами с учётом индивидуальной ситуации и личностных особенностей Вашего ребёнка.

    Попробуйте выйти на диалог. Расскажите о пользе и вреде, которые можно получить от компьютера.

    Поговорите о свободе, праве выбора, их границах и ответственности за право принимать решения.

    Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном пространстве. Проследите реакцию на новые условия и, самое главное, их выполнение. Проверьте, сложно ли ребёнку выдерживать новые временные рамки.

    В случае если сокращать время постепенно удается, то идите путём до установления нормы.

    Если ребёнок обещает, но не выполняет, так как его зависимость сильнее его самого, необходимо обратиться к специалисту. Для начала - к психологу. Специалист определит, какова степень зависимого состояния и есть ли у него возможности справиться с проблемой.

Технический прогресс не стоит на месте, и современные дети легко обращаются с новой техникой и также легко эта новая техника затягивает их в свой мир. Задача взрослых не позволить этому виртуальному миру заманить детей и сделать из них бездушных, безвольных, одиноких и равнодушных людей.

Покажите ребёнку всю красоту, привлекательность, загадочность и непредсказуемость окружающего мира .