« Формы и методы обучения детей правилам безопасного поведения на улице. Обучение ребенка правилам безопасного поведения Если ребёнок один дома и увидел огонь или дым

Учащение случаев детского травматизма, случаев получения детьми психологических травм, а также гибели и исчезновении детей в последнее время актуально ставит вопрос обеспечения безопасности детей.

Спектр областей окружающего мира, в соприкосновении с которыми ребёнок может подвергаться разного рода опасности, охватывает все стороны его жизни (рис.1). Ребёнка необходимо познакомить со всеми возможными опасностями, иначе он окажется незащищённым в той или иной области.

На сегодняшний день общество накопило огромный социальный опыт обеспечения личной и общественной безопасности, передать который ребёнку в кротчайшие сроки можно только путём целенаправленного воспитания и обучения.

В детских садах воспитание общей культуры поведения начинается в младших группах, на третьем году жизни ребёнка. С этого времени должно начинаться и его обучение безопасному поведению в обществе.

Известно, что процесс обучения реализуется через:

  • содержание обучения,
  • формы его организации,
  • методы
  • и средства.

Обзор различных программ по ОБЖ дошкольников позволил мне представить на Ваше рассмотрение следующее содержание обучения безопасному поведению дошкольников и консультирования их родителей (рис.2)

При отборе содержания, определения форм организации, методов и средств обучения воспитатель, наряду с возрастными особенностями детей и местными условиями (тип поселения, местность, инфраструктура и т.п.), должен руководствоваться объективными закономерностями, исходными положениями, лежащими в основе любого обучения – принципами обучения (рис.3).

Для того чтобы обеспечить должное усвоение содержания обучения детей безопасному поведению и выходу из опасных ситуаций с минимальными последствиями необходимо использовать весь арсенал известных в педагогике типов и методов обучения (рис.4,5)

Воспитатель выбирает формы обучения, соответствующие возрасту детей, их индивидуальным особенностям, наилучшим образом позволяющие усвоить изучаемую тему. Обучение правилам безопасности даст желаемый результат, если оно будет прочно связано со всеми разделами программы, если на занятиях по развитию речи, ФЭМП, изодеятельности, физической культуре, музыкальных занятиях и в повседневной жизни у детей сформируются культура поведения, выдержка и дисциплина.

При обучении детей ОБЖ возможно использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы обучения (рис.6) как на занятиях, так и вне их (рис.7).

Следует отметить важность как теоретической, так и практической стороны обучения детей вопросам ОБЖ. Однако практическим методам обучения всё же должно быть отдано предпочтение.

Для того чтобы процесс обучения был наиболее эффективным важно решить последовательно следующие задачи:

  • заинтересовать детей вопросами безопасности,
  • познакомить их с правилами безопасности,
  • постепенно вводить эти правила в жизнь детей,
  • показать разнообразие их применения в жизненных ситуациях,
  • упражнять дошкольников в умении применять эти правила.

Согласно существующей в дошкольной педагогике и психологии точке зрения, нормы и правила поведения становятся «достоянием» ребенка только при условии, если они преломляются через внутренний мир самого дошкольника, через его собственную активную деятельность. Свою же активность, как известно, ребенок проявляет прежде всего в игровой деятельности. Следовательно, освоение опыта безопасного поведения, овладение соответствующими умениями и введение их в повседневную жизнь должно осуществляться на основе игры.

Тренинги по обучению детей безопасному поведению могут проходить в виде игровых упражнений, дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, в которых обыгрывается воображаемая опасная ситуации в развёрнутом виде с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

Долгих Т.В. предлагает разделить обучение на три этапа:

  1. обогащающий,
  2. имитационный,
  3. практический.


Целью первого (обогащающего) этапа является накопление и систематизация знаний детей о правилах безопасного поведения.

Необходимо отметить, что большое внимание должно уделяться мотивации деятельности. Особая роль, по её мнению, должна отводится игровому персонажу – например Стобеду (герой произведений Д. Орловой), который рассказывает истории, происходившие с ним (из-за нарушения правил безопасности), и «открывает» вместе с детьми правила поведения, а также загадывает загадки, приносит картинки и разные задания и т. п. На примерах из жизни выбранного игрового персонажа педагог показывает, что может случиться, если не соблюдать правила безопасности.

В процессе целенаправленной работы по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности происходит постепенное осознание детьми их смысла .

После того, как дети начнут выделять источники опасности, способы обращения с потенциально опасными предметами и поведения в опасных ситуациях, понимать необходимость соблюдения мер предосторожности, Долгих предлагает организовать второй (имитационный) этап обучения , цель которого состоит в формировании у детей умений безопасного поведения.

Учитывая сложность предлагаемого детям содержания и трудность при демонстрации источников опасности, автором предлагается использовать ситуативно-имитационное моделирование (СИМ) как возможность имитировать действия с потенциально опасными предметами и моделировать угрожающие ситуации с учетом активной позиции ребенка.

Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами и ситуациями, дошкольники намного увереннее чувствуют себя в реальной жизни.

На данном этапе обучения важную роль играет создание игровой среды.

Условиями реализации метода СИМ в работе с детьми являются:

  • использование макета обстановки, содержащей опасность, или специально сконструированной предметно-игровой среды;
  • введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;
  • предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем с постепенным вовлечением детей;
  • «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности;
  • поддержание адекватного эмоционального фона.

Третий этап (практический) посвящен формированию умений безопасного обращения с доступными потенциально опасными предметами домашнего обихода и приобретению навыков действия в потенциально опасных ситуациях (например, переход улицы, взаимодействие с уличной собакой и т.п.).

Так детей можно учить пользоваться молотком и гвоздями, ножом, теркой, маленьким утюгом. Такая деятельность в основном осуществляется дома родителями. Выходя на летнюю прогулку, ребёнок должен сам осознанно надевать головной убор, знать, как безопасно качаться на качелях. Переходя улицу с родителями, ребёнок может озвучить и выполнить правила перехода.

В дошкольном учреждении полученные умения закрепляются и развиваются на занятиях по экологическому и трудовому воспитанию, ознакомлению с окружающим, в практических видах деятельности. Для закрепления приемов оказания первой помощи при порезах, ожогах, ушибах проводятся специальные занятия с участием медицинской сестры. Для освоения и закрепления навыка эвакуации из горящего помещения в детском саду ежегодно проводятся тренинги для детей среднего и старшего возраста.

В детском саду у детей имеется не только возможность попрактиковаться в освоенных умениях пользования потенциально опасными предметами быта, но и оценить умения других детей.

Но сколько бы усилий ни прилагали воспитатели на I и II этапе обучения, без III – практического этапа, реализуемого родителями в семье, невозможно сформировать устойчивые навыки безопасного поведения ребёнка в социуме.

Поэтому одной из главных задач обучения детей основам безопасности жизнедеятельности и здоровому образу жизни должно стать привлечение родителей к этому процессу, оказание им помощи в организации практического этапа обучения в условиях семьи.

С этой целью целесообразно ознакомить родителей с задачами и программой обучения как в целом, так и на текущий учебный год в частности. Донести до них актуальность проблемы и невозможность её решения без их участия.

  • Родительские собрания,
  • папки-передвижки и другие виды печатной информации,
  • знакомство родителей с предметно-развивающей средой и дидактическими играми по теме,
  • фотоотчёты родителей по способам обращения детей с опасными предметами дома и на улице, экскурсиям по улицам города, прогулкам в лесу и совместное оформление альбома «С этим я знаком и умею обходить опасность стороной»
  • приглашение родителей на занятия по темам ОБЖ -

вот тот далеко не полный список возможных форм работы с родителями по формированию у их детей устойчивых навыков безопасного поведения.

Планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на формирование опыта безопасного поведения является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит пропедевтический, профилактический характер.

В заключении хочется привести некоторые методические рекомендации, на которые следует обратить особое внимание:

  • Учитывая, что дошкольники имеют разный уровень индивидуального развития, занятия нужно проводить с учетом их интересов.
  • Поддерживать в детях заинтересованность в процессе обучения легче, совмещая его с шутками и забавами .
  • Регулирование поведения дошкольников путем прямых запретов должно быть минимальным и их отбор должен быть тщательно продуман. Для введения правил по нежелательным действиям, требующих регулирования, необходимо найти позитивные способы воздействия на детей. Важно использовать каждую возможность, чтобы похвалить детей за хороший поступок, за соблюдение запретов.
  • Для того чтобы дошкольники увидели реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, поняли необходимость их соблюдения, знали, к чему может привести нарушение мер предосторожности, целесообразно анализировать поступки героев в опасных ситуациях.
  • «Что если...?» Вопросы такого типа позволяют, во-первых, выявить, как ребенок, скорее всего, поступит в той или иной ситуации, во-вторых, обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей.
  • Ясно, что для дошкольников нужно много раз повторять устную информацию и также многократно проводить с ними практические занятия по безопасности, поэтому необходимо использовать всё возможное разнообразие методов и приемов.
  • Каламбуры, песни, стихи помогут научить детей разнообразным сведениям о безопасности. Дошкольникам проще запомнить жизненно важные правила безопасности, если они зарифмованы.
  • В освоении детьми правил безопасности важную роль играет четкая речь воспитателя и стиль его взаимодействия с детьми (авторитарный, демократический или либеральный).
  • Нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в "группу риска". Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. С ними воспитатель проводит занятия с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организует работу с их родителями.
  • Проводя занятия, не следует говорить о тяжелых последствиях несчастных случаев. Дети, например, должны понимать опасности, связанные с дорожным движением, но не бояться улицы, так как чувство страха парализует способность сосредоточиться, снижает находчивость в момент фактической опасности.

«Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

Пояснительная записка

Методические рекомендации по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста предназначены в помощь администрации образовательной организации, педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций, ответственным за профилактику детского травматизма. В данных методических рекомендациях изложены цели, задачи, принципы, методы и формы работы по воспитанию безопасного поведения детей; предложены формы работы с родителями воспитанников; даны критерии оценки эффективности данной работы.

Организация деятельности по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего мира, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.

Работа по воспитанию безопасного поведения детей должна носить системный характер. Это непрерывный процесс, начинающийся с раннего возраста, продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования. Актуальность проблемы связана еще и с тем, что у детей отсутствует свойственная взрослым защитная психологическая реакция на опасность.

Организацию деятельности по воспитанию навыков безопасного поведения у детей нужно начинать с выявления уровня их знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков. Результаты обследования позволяют определить цели, задачи и пути работы по данному направлению.

Цель работы по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста – дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, сформировать у детей навыки осознанного безопасного поведения.

Эту цель можно реализовать путём решения следующих задач:

Формировать у дошкольников представления об опасных и вредных факторах;

Воспитывать навыки адекватного поведения в различных жизненных ситуациях;

Развивать потребность и желание приобретать новые знания о правилах безопасного поведения;

Учить детей пользоваться полученными знаниями на практике;

Использовать различные средства и формы работы по воспитанию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста.

Определяя основное содержание работы по воспитанию безопасного поведения детей, необходимо использовать различные формы и методы организации обучения с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической ситуации. При этом основным ориентиром должен стать учёт жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии. Это позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, взрослые смогут выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм).

Принципы организации работы по формированию безопасного поведения – системность, интеграция, преемственность между дошкольной организацией и семьей, доступность содержания, возрастная адресованность.

Основными методами обучения безопасному поведению выступают: наглядные (эффективны для закрепления представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушений), словесные, игровые (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры), практические (упражнения, опыты, моделирование).

Обучение детей дошкольного возраста неразрывно связано с воспитанием. В профилактической работе можно использовать следующие средства воспитания:

1. Воспитание словом (беседа, рассказ, разъяснение, пример).

2. Воспитание делом (деятельностью) (приучение, упражнение).

3. Воспитание ситуацией (создание воспитывающих ситуаций, поощрение, наказание, требование, педагогическая оценка).

4. Воспитание игрой.

5. Воспитание общением.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, трудовая, физкультурно-оздоровительная, музыкально-художественная.

Методы и формы обучения и воспитания

Можно использовать с учётом возрастных особенностей детей следующие методы и формы обучения и воспитания:

Комплексные занятия, тренинги;

Экскурсии, целевые прогулки, походы;

Подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные игры, игры-соревнования;

Сочинение историй;

Наблюдения;

Беседы групповые и индивидуальные;

Чтение специальной детской литературы;

Анализ заданных ситуаций;

Выполнение поручений;

Экспериментирование.

Средства обучения и воспитания

С учётом возрастных особенностей детей, можно использовать:

Сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;

Плакаты, иллюстрации;

Настольно-печатные игры, дидактические игры;

Компьютерные презентации;

Карточки для индивидуальной работы;

Игрушечный транспорт различного функционального назначения; макеты светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков); дорожные знаки;

Муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;

Подборку художественной литературы по теме.

Реализация поставленной цели предусматривает следующее:

Разработку системы планирования;

Определение содержания работы по формированию навыков безопасного поведения в окружающей среде (дом, улица, детский сад);

Разработку форм организации деятельности с детьми, родителями и педагогами;

Разработку конспектов занятий, экскурсий, развлечений.

Воспитание навыков безопасного поведения дошкольников нужно осуществлять на основе желания ребёнка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.

Опыт безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста формируется успешно, если:

Обеспечивается поэтапное освоение доступных детям знаний и умений безопасного поведения;

В воспитательно-образовательной деятельности используется ситуативно-имитационное моделирование как метод закрепления знаний о правилах безопасного поведения и формирования соответствующих умений в ведущем виде детской деятельности;

Педагоги и родители осознают необходимость целенаправленной деятельности в данном направлении и осуществляют её в тесном сотрудничестве.

Работа с родителями дошкольников по воспитанию безопасного поведения детей

Круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках дошкольной организации. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьёй. Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми. Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей.

Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и дошкольной организацией, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. Эффективность обучения детей безопасному поведению в быту и на улице в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда этому следуют. Недостаточный уровень культуры поведения взрослого приводит к таким же явлениям и у детей.

Основное внимание в работе с родителями следует уделять содержанию и активным методам подачи педагогических знаний по вопросам грамотности в области формирования безопасного поведения, выбору демократичных форм общения и учёта педагогической активности родителей. Всё это требует от педагога определённой гибкости в использовании различных форм взаимодействия с семьями.

Можно предложить следующие формы работы с родителями воспитанников:

1. Анкетирование, тестирование, опрос.

2. Родительские собрания, беседы с решением проблемных обучающих ситуаций по правилам безопасного поведения детей, с приглашением работников полиции, медицинских работников, сотрудников МЧС.

3. Совместные праздники, развлечения, проекты.

4. Педагогический совет с участием родителей на тему «Безопасное поведение и здоровье наших детей».

5. «Родительский всеобуч» (просвещение родителей по вопросам безопасного поведения в быту, на улице, в природе и экстремальных ситуациях).

6. Практические семинары.

7. Консультации.

8. Выступление родителей на мероприятиях с целью обмена положительным опытом использования возможностей семьи для обучения ребёнка безопасному поведению.

9. Включение родителей в исследовательские и практико-ориентированные проекты.

Оценка эффективности работы образовательной организации по формированию навыков безопасного поведения дошкольников

Эффективность работы по формированию навыков безопасного поведения может осуществляться:

Через оценку знаний воспитанников (количественная диагностика);

Через оценку изменений в поведении ребёнка (качественная диагностика).

Параметрами количественной диагностики могут быть:

  • усвоение знаний правил поведения в быту;
  • усвоение знаний правил поведения в природе;
  • усвоение знаний правил поведения на улице;
  • усвоение знаний правил поведения в экстремальных ситуациях.

Комплекс диагностических приёмов, используемых для определения эффективности работы по формированию безопасного поведения дошкольников:

Наблюдение;

Фиксация высказываний детей;

Сочинение сказок, задания с участием сказочных героев, рассказы с вопросами;

Рисунки с заданиями, творческие рисунки;

Обсуждение литературных произведений.

Целенаправленная работа по формированию безопасного поведения у дошкольников будет способствовать предупреждению несчастных случаев и детского травматизма.

2. Каюрова А. Н., Скокова О. В., Шеховцова Т. С. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС // Молодой ученый. – 2014. – № 11.

3. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и слушателей курса профессиональной переподготовки «Педагогика и психология дошкольного образования». / Сост. И. Ф. Слепцова, С. И. Карпова. – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2011.

4. Садретдинова А. И. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников посредством проектирования педагогических условий / А. И. Садретдинова // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 8.

5. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.

ЕЛЕНА ГОРЛАНОВА
Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан- маленьких детей , задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече к различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. «Самое дорогое у человека-это жизнь» , - писал Н. А. Островский. И от того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые знания о безопасности , будет зависеть его жизнь.

Сама тема «Безопасность » очень сложна для малыша, тяжела своими терминами и понятиями, поэтому, разрабатывая конспекты занятий, игр-путешествий, досугов, прогулок, отдельных режимных моментов я стремлюсь внести элементы новизны, включая игровые моменты и использование наглядных пособий.

В своей работе я основываюсь на программу развития воспитания детей : «Основы безопасности детей дошкольного возраста » . (Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина) . И конечно, веду работу по рабочей тетради с цветными иллюстрациями, разрезным материалом и подробными методическими рекомендациями. Дети лучше запоминают круг опасных предметов, последствия неосторожного обращения с ними. Беседы взрослого, перечень вопросов к детям, игры и тренинги, делают более понятным смысл запретов и способы безопасного поведения . Дети заучивают стихи, загадки, пословицы, связанные с темой безопасности . С помощью рабочих тетрадей я знакомлю детей со строением тела человека, функцией его органов и частей. Главное в этом, понимание ребенком целостности человеческого организма, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека.

Для ознакомления детей с основами безопасности я организовала работу кружка «Карусель безопасности » , главной целью которого является воспитание безопасного поведения , способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости действовать. Для решения этой цели необходимо решить ряд задач :

Формировать представление о способах безопасного поведения в быту ;

Развивать основы экологической культуры, воспитывать любовь, ответственное и бережное отношение к родной природе;

Воспитывать грамотного участника дорожного движения;

Воспитывать чувства взаимопомощи и товарищества;

Занятия кружка я провожу два раза в неделю.

Темы работы кружка : «Давайте познакомимся» , «Безопасность в нашей группе » , «Ребенок и природа» , «В гостях у Мойдодыра» , «Ребенок дома» , «Малыш и его здоровье» , «Встреча с незнакомыми людьми» , «Пешеход и дорога» , «Развлечение- Петрушка на улице» .

Для того чтобы дети лучше усвоили правила безопасности , в группе оформлен 1) уголок «Безопасности » , в котором находятся все предметы пожаротушения, показана форма пожарника с огнетушителем. А также уголок по правилам дорожного движения с макетом города, дорог, светофором и формой ПДД, разметка для транспорта и пешеходов,

2) наглядный материал : «Как избежать неприятности, если ты потерялся» , «Пожарная безопасность »

3) игротека :

дидактические игры «Опасно, неопасно» , «Назови одним словом» , «Так- не так» .

развивающие- настольно печатные игры «Азбука безопасности » , «Дорожные знаки» , «Лото» , «Правила дорожного движения » .

4) библиотека : познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждение различных ситуаций.

На первом этапе я старалась заинтересовать детей , уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности жизнедеятельности . Выяснить уровень сформированности знаний и умений о правилах безопасного поведения . Одновременно, мною, проводилась работа с родителями, с целью оценки актуальности проблемы безопасности жизнедеятельности их детей и целесообразностью проведения специально организованных занятий по ОБЖ. В форме анкетирования, индивидуальных бесед и консультаций.

На втором этапе я старалась претворить эти правила в жизнь детей , показывала возможные их проявления в различных жизненных ситуациях, тренировала дошкольников в умении применять эти правила в экстремальных ситуациях.

На третьем этапе на основе усвоенных знаний и умений происходило осознанное применение практических действий в различных ситуациях. Основываясь на возрастных особенностях дошкольников , мной были разработаны основные направления по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей .

И находят воплощение в детских видах деятельности : игре, рисовании, рассматривании специальных картинок, фотографий, схем, таблиц. Систему представлений детей о безопасном поведении обеспечивали занятия, экскурсии, презентации, итоговые мероприятия. Весь материал подобран с учётом возрастных особенностей дошкольников . Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. И еще одно важное требование : детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике.

Работу по ОБЖ я провожу через следующие формы организации детей :

Специально организованная деятельность детей- занятия , экскурсии, развлечения

Совместная деятельность воспитателя и детей- беседы , чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения , обыгрывание ситуаций, правильного и неправильного поведения , игры, в которых закрепляются знания полученные на занятиях.

Обучение проводится в форме занимательной, увлекательной игры с использованием игровых персонажей, что делает процесс усвоения материала живым и легким. Игра дает возможность быть ребенку самостоятельным, углублять свои знания и умения, прививает прочные навыки «Карусели безопасности » .

Я стараюсь сделать изучаемый материал максимально понятным для детей , для этого я использую современные плакаты, которые всегда находятся перед глазами детей . Мне помогает в обучении дошкольников знакомство со сказочными персонажами : «Волк и семеро козлят» , «Колобок» , «Три поросенка» , «Кот, петух и лиса» .

Естественно, что формировать культуру безопасности у дошкольников нельзя без взаимодействия с семьей. Семья-основной институт социализации ребенка. В. А. Сухомлинский писал : «Семья для ребенка- это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение…»Для создания родительской компитенции по данной теме я организовала работу ликтория, со следующими темами :

1. «Культура безопасности » : основные понятия, место и роль семьи в воспитании культуры безопасности ;

2. «Возрасные особенности дошкольников »

3. «Потенциальные опасности и их источники»

3.1 Опасность и безопасность

3.2 Физическая безопасность

3.3 Психологическая безопасность

4. «Семья и безопасность ребенка »

5. «Ребенок и безопасность »

Меня очень радует, что дети с желанием изучают правила безопасности и применяют свои знания и знают как применить их.

Список литературы :

1. Т. П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников »

2. И. А. Козловская «Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице . -2009г. -№6

3. Л. Л. Тимофеева, Н. И. Королева «Формирование культуры безопасности »

4. Е. Я. Хабибуллина «Дорожная азбука в детском саду»

Публикации по теме:

Безопасности формула есть: Надо видеть, предвидеть, учесть. По возможности – все избежать, А где надо – на помощь позвать. Тема моей.

Формирование основ безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста "Формирование основ безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста" Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных.

Актуальность Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника.

Игры и упражнения по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах.

Обеспечение здоровья детей – главная задача цивилизованного общества. Рост количества машин на улицах городов нашей страны, увеличение скорости их движения является одной из причин дорожно-транспортных происшествий.

Поэтому обучать детей правилам безопасного поведения на дороге, формировать у них навыки правильного поведения на улицах является жизненной необходимостью.

Перед воспитателем стоит множество вопросов. Что такое дорожная безопасность для ребёнка? Какие правила поведения на дороге он должен знать? Как научить ребёнка избежать опасности?

Формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде – это достаточно сложный и длительный учебно-воспитательный процесс, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приёмов.

Данную работу целесообразно вести в соответствии с планом, который составляется на учебный год.

Инновационный подход к организации игр и упражнений с дошкольниками по дорожной тематике состоит в решении следующих задач:

- развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для осознанного освоения правил поведения безопасной ориентации на улице;

- обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;

- формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.

При решении этих задач перед педагогами всегда возникает вопрос, какие игры необходимы детям младшего возраста, а какие игры нужны старшим дошкольникам? Ведь у каждого возрастного периода свои особенности восприятия информации и усвоения знаний. Однако осуществлять задачи обучения правилам безопасного поведения на дороге невозможно без помощи родителей, ведь дошкольники не переходят улицу без их сопровождения. Поэтому необходим тесный контакт с родителями, поскольку они – заинтересованные партнёры и помощники в решении проблемы детской безопасности. Только так можно избежать случаев детского травматизма. В соответствии с ФГТ родители являются основными заказчиками образовательного процесса, и поэтому следует уделять большое внимание работе с родителями: проводить собрания и круглые столы с целью ознакомления родителей с планом работы дошкольного образовательного учреждения по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Родителе следует подключать к изготовлению атрибутов, пособий, дидактических игр по рекомендациям педагогов. Знания по правилам дорожного движения находят отражение в рисунках детей, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Изображая дома, дорогу, дети рисуют пешеходные переходы, светофор, регулировщика, дорожные знаки. Дошкольники с большим интересом занимаются продуктивной деятельностью: с удовольствием участвуют в изготовлении атрибутов, макетов улиц, домов, совместно с воспитателем, родителями делают машины, деревья, дорожные знаки, а потом используют их в своих играх. На занятиях по конструированию дети с увлечением делают «светофор», различные марки машин.

В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей , в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике. В работе с детьми большая роль должна отводиться дидактическим и подвижным играм, а так же творческим играм, развивающим ориентировку в пространстве.

Дети оживляются, когда им предлагают погулять по улице . Они внимательно следят за движением машин. Им доступны понятия: общественный и личный транспорт. Младшие учатся называть виды общественного транспорта, отмечая особенности некоторого из них. Старшие могут рассказать о назначении пожарных машин, дежурных машин милиции. Взрослый обращает внимание всех на машину скорой помощи, молоковозы, закрытые фургоны. Дети могут закреплять в памяти цвет легковых машин.

У жилого дома в ряд стоят легковые автомобили. Можно остановиться и развернуть беседу об устройстве легкового автомобиля: сколько колес, зачем нужно запасное колесо, сколько фар и зачем они, сколько дверей. Если у грузовика - кузов, то у легковой - салон с ремнями безопасности. Многие дети начинают показывать, где они сидят в своей машине, рассказывать, кто ведет машину, куда ездят всей семьей.

К детскому саду подъезжают крытые фургоны. Очень интересно обойти его и посмотреть, как выгружают разнообразные продукты.

Педагог: Одни фургоны привозят хлеб, булки - сразу вкусно пахнет! Другие - молоко, кефир. В некоторых мешки с овощами, ящики с фруктами. Фургоны так и называются: хлебный, овощной. Можно спросить у детей, почему у грузовика открытый кузов, а у фургона закрытый.

Интересно и познавательно проходят целевые прогулки к перекрестку со светофором. Взрослый объясняет, для чего светофор, что обозначают каждый его цветовой сигнал, зеленые стрелки, знаки на пешеходном переходе, белые широкие полосы поперек дороги. Идет первоначальное обучение правилам дорожного движения. Дети внимательно следят, как двигается транспорт у светофора, отмечают, что все выполняют правила, иначе случится беда. Вслед за зелеными стрелками дети разводят руками влево и вправо: Поезжай налево! Поворачивай направо!

Вечером родители могут продолжить объяснения. Дети внимательно следят, как машины сообщают друг другу, кто из них поворачивает или собирается остановиться возле тротуара. В сумерках это отчетливо видно.

А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребёнка в игре. При этом важно максимально приблизить условия игры к реальной дорожной действительности. Все это способствует развитию познавательных процессов, ориентированных на культуру поведения детей в общественных местах.

Выбор игры зависит от заинтересованности детей, но наибольший результат достигается при сочетании интеллектуальной и ролевой игры . Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребёнка в игре. При этом важно максимально приблизить условия игры к реальной дорожной действительности. Все это способствует развитию познавательных процессов, ориентированных на культуру поведения детей в общественных местах.

Театрализованные представления превращают каждое мероприятие по ПДД в сказку, игру, путешествие, поиск.

Одной из форм ознакомления детей с произведениями по ПДД может быть проведение литературных калейдоскопов , где участники читают стихи, отгадывают загадки, решают кроссворды и ребусы.

Физкультминутка. (Воспитатель читает стихотворение, дети выполняют соответствующие тексту движения).

Мы по улице шагаем,

И ворон мы не считаем.

Смело мы идём вперёд,

Где пешеходный переход.

Когда дорогу перешли,

Можно прыгать: раз, два, три.

Вопросы для детей:

Как называют людей, идущих по улице (пешеходы) .

Где должны ходить пешеходы? (по тротуару) .

Где ездят машины? (по проезжей части) .

Как определить, где находится пешеходный переход? (на дороге нарисованы полоски – «зебра») .

По какому знаку можно узнать, где пешеходный переход? (демонстрация знака). Как этот знак называется? (пешеходный переход) .

Как нужно переходить улицу?

Ситуации для решения.

Обучение игрового персонажа Незнайки детьми.

Ситуация первая:

Глупый Незнайка играет в футбол,

Хочется очень забить ему гол,

Гонит по улице мяч со двора –

Разве для улицы эта игра?

Здесь ли футбольное поле с травой? –

Мчатся машины по мостовой!

Совет Незнайке:

Слушай, Незнайка, себя береги,

С улицы шумной скорее беги.

Сразу за домом, рядом со школой

Здесь у ребят уголок для футбола.

Там в безопасности будешь играть

Никого риску не подвергать.

Ситуация вторая:

Видит Незнайка, родителей нет,

Вмиг оседлал он велосипед,

Только сверкнули на солнышке спицы,

Решил к машине он прицепиться.

Ехал по улице грузовик,

Незнайка за борт ухватился тут вмиг…

Страшно прохожим смотреть на Незнайку,

Может попасть под машину, бедняжка.

Всюду машины – и слева, и справа.

Очень опасная эта забава!

Совет Незнайке:

Нельзя, Незнайка, цепляться к автомобилю.

Это опасно, ведь можно попасть под колеса автомобиля.

Ситуация третья:

Незнайка играл с мячом, а мяч выкатился на мостовую.

Ребята, скажите, как поступить Незнайке?

Совет Незнайке:

Незнайка, не спеши выбегать на мостовую за мячом, ведь по дороге движется транспорт. Водитель автомобиля не сможет резко затормозить и может произойти авария.

При этом ты, Незнайка, да и другие люди могут погибнуть.

Игра для детей «Собери светофор»

Правила игры:

Дети делятся на три команды. Каждой команде дается листок бумаги. Дети по команде раскрашивают один «Глазок» светофора в нужный цвет и передают листок другому.

В игре учитываются: Правильное чередование света на светофоре, скорость изображения, правильное раскрашивание методом штрихования, так же дисциплина во время игры.

Цель игры:

Уточнить и закрепить знания детей о необходимости наличия светофора на дорогах, знать и называть очередность света на работающем светофоре. Воспитывать умение быть внимательными, дружными во время игры.

Игра: «Красный, жёлтый, зелёный».

Вос-ль показывает три цветных круга: красный, жёлтый, зелёный.

Дети, прослушав стихотворение, выполняют определённые движения. Кто ошибся, тот садится.

Внимание! Глядит в упор

На вас трёхглазый светофор.

Зелёный, жёлтый, красный глаз-

Он каждому даёт указ!

На красный цвет- все хлопают,

На жёлтый - стоят молча,

На зелёный – бегут на месте.

Игра «Пешеходный переход»

Участники команд поочерёдно проходят дистанцию:

пролезают через обруч- это подземный переход; затем на одной ноге надо перепрыгнуть через полоски- это наземный переход; пройти по гимнастической скамейке – это надземный переход.

Игра «Перейди улицу»

Загадка:

Полосатая лошадка, ее зеброю зовут,

Но не та, что в зоопарке, по ней люди все идут. (пешеходный переход)

У каждого игрока две дощечки в руках. Ребенок кладет одну дощечку на пол и становится одной ногой, кладет другую и становится второй ногой. Дощечку, которая осталась позади, берёт и ставит перед собой и т. д.

Игра: «Это я, это я, это все мои друзья! »

Дети хором отвечают на вопросы: - Это я, это я, это все мои друзья!

Кто из вас идет вперед, только там, где переход?.

Знает кто, что красный цвет, означает – хода нет?.

Кто из вас в трамвае тесном, уступает взрослым место?.

Кто из вас идя домой, держит путь по мостовой?.

Кто из вас летит так скоро, что не видит светофора?.

Чтобы оградить ребёнка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с Правилами дорожного движения, с дорожными знаками. Следует научить его ориентироваться в пространстве, сформировать у него навыки культуры поведения на улице, в транспорте. Это позволит уменьшить вероятность дорожно-транспортных происшествий.

Я уверена, что знания «дорожной грамоты», освоенные посредством участия в разных видах игр и упражнений в детском саду, прочно запомнятся детям и помогут будущим школьникам стать более дисциплинированными и самостоятельными.по развитию ВПФ, чтение и рассказывание Слушание, беседа игра Беседы...

  • Приказ № от 2013г. Рабочая программа средней группы 2013-2014 учебный год Принята на заседании педсовета от

    Рабочая программа

    Времени Игровые упражнения Народные подвижные игры и забавы. Игровые упражнения : «Пружинки» ... 2012г., курсы по программе: -«Современные образовательные технологии обучения детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах », (г. Казань...

  • Общеобразовательная программа дошкольного образования государственного образовательного учреждения (2)

    Образовательная программа

    ... . – М.: Просвещение, 2005. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах /Региональный стандарт Мин. образования Республики... игры и упражнения для дошкольников /Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1966. Скажи по ...

  • Цели: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)

    Документ

    2005. – 24 с. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах / Региональный стандарт Мин. ... обучение 3. В природе все взаимосвязано ср., ст. Дидактическая игра 4. Правила поведения на природе ср., ст. упражнения ...

  • « Формы и методы обучения детей правилам безопасного поведения на улице»

    Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
    Воспитательный процесс рекомендуется осуществлять:
    1. Через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.;
    2. В процессе специальных развивающих и обучающих НОД по дорожной тематике.
    Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, т. е. понимание ребенком того, что является правильным или неправильным. Также большое значение имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.).
    Воспитывая дошкольников, педагог применяет такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только с взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.
    Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
    Таким образом, программа воспитания и проведения дидактических занятий имеет целью не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного, сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
    Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения.
    В младшей группе НОД лучше всего проводить на прогулках (для лучшей наглядности). Педагогу важно объяснить детям, насколько настоящие автомобили опаснее по сравнению со знакомыми им игрушечными.
    На занятиях в группе полезно прибегать к наглядному моделированию дорожных ситуаций. Наилучший способ – подталкивать дошкольников к играм с машинками, в ходе которых они будут вслух проговаривать каждое действие (автомобиль развернулся, дал задний ход, увеличил скорость и т.д.).
    Для развития правильной ориентации детей в пространстве нужно обучать их определять местонахождение предметов (справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу), их размеры, а также учить сравнивать предметы по этим параметрам.
    В результате, дошкольники получают знания о том, что такое светофор, транспорт, дорога. Они привыкают, находясь на улице, держать взрослого за руку.
    Дидактические занятия по дорожной тематике могут проводиться в виде рисования в альбомах или в специальных тетрадях с заданиями по штриховке, обводке, дорисовке предметов, развивающих мелкую моторику рук.
    На прогулках с детьми среднего дошкольного возраста нужно начинать обучение ориентированию на местности, а именно на территории детского сада. Также воспитатель непременно должен объяснить, что самостоятельно выходить за ее пределы нельзя.
    На прогулках за территорией ДОУ необходимо расширять знания дошкольников о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях. Воспитатель показывает детям те части улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходные переходы, по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть.
    На НОД в группе педагог может дать задание составить рассказ о дорожной ситуации. При этом воспитатель ненавязчиво закрепляет у дошкольников понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняет, насколько хорошо дети владеют дорожной лексикой.
    В объяснениях полезно использовать иллюстративный материал: книги и плакаты, где изображены опасные ситуации, к примеру: во дворе, а также различные указания по поведению рядом с проезжей частью.
    Таким образом, к пяти годам у детей расширяются представления о правилах безопасного поведения на улице, формируются навыки наблюдения за происходящим в дорожной среде.
    На прогулках за территорией дошкольного учреждения рекомендуется обращать внимание дошкольников на правильные и неправильные действия других пешеходов.
    И на прогулках, и на НОД в группе (с помощью иллюстративного материала) нужно обращать внимание дошкольников на особенности движения крупно- и малогабаритного транспорта. Воспитатель объясняет, что такое "закрытый обзор".
    Интересной и эффективной формой работы станет организация ролевых игр, в которых ребята доведут до автоматизма навыки безопасного поведения на улице.
    Если в детском саду имеется макет микрорайона с улицами, прилегающими к территории детского сада, то воспитатель, поставив детей вокруг макета, может рассказать им про город, улицы, светофоры: транспортные и пешеходные, пешеходные переходы и т. д. Используя фигурки пешеходов и транспорта, наглядно показать, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объяснить, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показать опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д.
    Таким образом, в старшей группе расширяются представления о правилах безопасного поведения на улице, проверяются осознание и понимание дошкольниками опасных и безопасных действий.
    Особенно внимательно нужно относиться к детям подготовительной группы, ведь они – будущие школьники, которым совсем скоро придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира. С ними продолжаются занятия на развитие познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, речи.
    У дошкольников этой возрастной группы нужно развивать способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации. Они должны уметь самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира, предвидеть опасность на улице.
    Следовательно, в игровом уголке 1 младшей группы должны быть:
    1. Набор транспортных средств
    2. Иллюстрации с изображением транспортных средств
    3. Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.
    4. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)
    5. Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».
    Во второй младшей группе дети продолжают работу. Поэтому следует добавить:
    1. Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку».
    2. Простейший макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть.
    3. Макет транспортного светофора (плоскостной).
    Для ребят средней группы в уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:
    1. Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки.
    2. Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»
    3. На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
    В старшей группе в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:
    4. Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу.
    5. Также, необходим набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки как: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.
    6. Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»
    7. Кроме того, для детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Значит, в уголке БДД должны быть схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
    В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются.
    Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети могут изучать на практике правила для пешеходов, наблюдать дорожное движение, закреплять ранее полученные знания по правильному поведению на дороге. Очень интересной формой профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются целевые прогулки с воспитанниками детского сада. Целевые прогулки направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях по ПДД в группах. В каждой из возрастных групп целевые прогулки по обучению ребенка правильному поведению в дорожных ситуациях предусматривают свои задачи, темы и периодичность проведения. Можно использовать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов детской деятельности:
    - наблюдения, экскурсии;
    - игры, соревнования, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые («Семья», «Перекресток», «Больница»), театрализованные.
    - моделирование и анализ заданных ситуаций.
    -беседы, чтение художественной литературы.
    -познавательные викторины, на которых дети показывают свои знания;
    - минутки безопасности;
    - больше всего дети любят смотреть мультфильмы и игровые передачи, а также с удовольствием просматривают обучающие ролики: «Осторожные сказки». Большое внимание следует уделять работе с родителями. На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды подчеркивать ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых.

    Работа с родителями может принимать разнообразные формы:

      Совместные развлечения и досуги: «Азбуку улиц все знать должны».

      Консультации воспитателя: «Роль взрослых в обучении детей безопасному поведению на дороге», «Особенности поведения детей дошкольного возраста на дороге».

      Создание памяток, ширм на дорожную тематику: «Внимание – переходим улицу», «Родителю – водителю», «Как ездить в общественном транспорте».

      Анкетирование.

      Встречи с инспектором ГИБДД. Просмотры видеофильмов: «К чему приводит невнимание к детям».

      Тематические беседы, встречи за круглым столом: «А в нашей семье так» – обмен опытом.

      Конкурсы: рисунков: «Моя улица», «Дорога глазами детей», «Нужные знаки»; макетов, светофоров.

    Список использованной литературы:

    1. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора/ Т.Ф. Саулина -М. «Просвещение» 1989 г
    2. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения/ Э.Я.Степаненкова, М.Ф. Филенко.- М. «Просвещение» 2005
    3. Шорыгина Т.А. Беседа о правилах дорожного движения с детьми 3-7 лет. / Т.А. Шорыгина– М.: ТЦ Сфера, 2009.