Древние мотивы орнамента в русской народной вышивке. Презентация к уроку ИЗО «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

Слайд 1

Образы и мотивы в русской народной вышивки. Полотенце.
Урок ИЗО, 5 класс, 1 четверть

Слайд 2

Цели и задачи урока:
1. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к родному краю и его культуре. 2. Знакомство со значением полотенца, мотивами славянской орнаментальной символикой 3. Развивать творческую активность, навыки работы в составлении орнамента и аппликации, эстетический и художественный вкус.

Слайд 3

Словарь урока
полотенце орнамент ритм узор символ симметрия значение цвета

Слайд 4

Орнамент на полотенцах
В народном искусстве сохранилось много древних символов-оберегов, изображая которые на одежде, посуде, жилище человек отгонял нежелательных духов.

Слайд 5

Название и предназначение полотенца
Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти.

Слайд 6

Родильное полотенце
Родился маленький человек, бабка- повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.

Слайд 7

Поясок для новорождённого
На голый животик ребёнку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти – оберег. Сомкнулись концы пояска, получился круг-символ солнца и бесконечности. Распоясался- значит, открылся нечистой силе.

Слайд 8

Вытиральное полотенце
У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром- от ночных страхов и ужасов, вечером- от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.

Слайд 9

Свадебный обряд «хлеб да соль»
Обряд «хлеб да соль» на свадьбе - это
Традиция встречи родителями жениха молодоженов у себя дома караваем с солью уходит своими корнями в те далекие времена, когда после свадьбы молодая жена всегда переезжала на постоянное место жительства к мужу.

Слайд 10

Образа украшались божником (или иконником) - длинным и узким полотенцем домотканого холста, украшенным вдоль одной стороны и на концах вышивкой. Божник вывешивался так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, но не закрывать лики.

Слайд 11

Интерьер украшали полотенцами, изба становилась более уютной, праздничной, нарядной.

Слайд 12

Птицы открывали двери неба весной и закрывали осенью. Птица – это обитатель мира небесного. Они символизировали тепло, свет, любовь и счастье, предвещали урожай и богатство.
Значение символов в вышивке

Слайд 13

Древо жизни, райское древо – излюбленный мотив восточнославянской вышивки, дерево, рождающее новую жизнь. Считалось символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.

Слайд 14

Среди домашних животных славяне более других почитали коня, который считался хранителем домашнего очага

Слайд 15

Макошь – мать-сыра земля (мать хорошего урожая)
В древности женщину обожествляли, потому что она продлевала род, являлась символом единства сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках

Слайд 16

Символика цвета
Белый цвет чаще всего цвет фона; мастерицы его называют «землей», потому этот цвет олицетворяет землю; женский, нежный цвет; символизирует чистоту, свет, благо.

Слайд 17

Красный, вышитый крестом по белому фону, символизирует солнце,огонь.

Слайд 18

Черный цвет связан с пониманием краткости человеческой жизни; символ земли, плодородия.
Символика цвета

Слайд 19

Практическое задание
Выполнить свой эскиз вышитого полотенца в технике аппликации Желаю удачи!

Слайд 20

Из альбомного листа вырезать нарядные «кружева» и украсить ими свое полотенце.
Для того, чтобы изготовить «кружевное полотенце», необходимо: сложить лист несколько раз «гармошкой»; Вырезать ажурный узор для украшения края полотенца; Взять полоски цветной бумаги и, сложив их гармошкой, вырезать узор, применяя известные символы

Слайд 21

Для выполнения задания вам понадобятся:
1. Лист белой бумаги 2. Три полоски цветной бумаги (по выбору) 3. Ножницы 4. Клей-карандаш И… желание творить!

Слайд 22

Этапы выполнения работы:
2.Каждый отворот согнуть к сгибу
1.
2.
1.Лист бумаги сложить вдоль пополам

Слайд 23

Этапы выполнения работы:
3.Начиная от сгиба приступить к оформлению фигурного края полотенца

Вышивка на полотенце уходит своими корнями достаточно глубоко. Ее прародителем может по праву считаться русская народная вышивка. А полотенца или рушники сопровождали человека на протяжении всей жизни. Первое и основное правило – это идеальная изнанка. С обратной стороны все должно быть так же аккуратно, как и с лица. Во-первых, это красиво, а во-вторых, вряд ли вам понравится тереть по коже узелками при использовании такого полотенца. Отлично смотрится на полотенцах двусторонняя вышивка крестом. Благодаря такой вышивке лицевая сторона не просто аккуратно выглядит, а и практически неотличима от наружной.


Полотенца с вышивкой могут встретиться вам во многих местах. Например, в отелях, ресторанах или частных клиниках. Многие компании, отели и рестораны используют полотенца с нашитым или вышитым логотипом. Причем дизайн этого логотипа, естественно, разрабатывается индивидуально для каждого. Конечно, им необходимо большое количество таких изделий. И поскольку руками такие объёмы осилить невозможно, то существует много компаний, которыми выполняется машинная вышивка на полотенце на заказ. Кроме того, такие полотенца, сделанные своими руками, станут прекрасным подарком друзьям, знакомым или родственникам. Наверняка любой малыш порадуется забавному полотенцу с яркими рыбками, пришедшему на смену скучному однотонному махровому полотенцу для купания. Давайте же рассмотрим несколько возможных вариантов украшения этого необходимого для любого дома текстильного предмета. Ведь с его помощью наша жизнь может стать не только удобнее, но и гораздо красивее.

Полотенце именное

Наверняка вашим домашним придется по душе идея именных полотенец. Используйте для этого готовые схемы с именем или соберите надпись из букв алфавитов, выполненных в разных стилях. В данной схеме представлены буквы, украшенные розами. Можно составить из них целое имя или использовать по одной в качестве инициалов. Для отшива каждой буквы используется тринадцать цветов. Из них целых пять оттенков зеленого. Работа выполняется в технике счетный крест. Больше совершенно никакие стежки в данной работе не используются. За исключением бэкстича на лепестках роз. Размер каждой буквы шестьдесят на семьдесят крестиков. Можно использовать как белую канву, так и цветную.

Но можно подобрать цельную схему имени. Она может быть абсолютно простая и монохромная или разбавленная какими-то небольшими деталями или элементами.

Например, такое имя вышивается просто одним цветом на любом подходящем по оттенку фоне.

Вышиваем полотенце с логотипом

Если дорогой вам человек является фанатом какой-нибудь фирмы или команды, то можно вышить для него полотенце с логотипом. Можно даже придумать изделие со своим личным логотипом. В качестве примера рассмотрим небольшую схему с логотипом известного производителя. Для такой схемки лучше всего выбирать белый фон. А вообще, логотипы занимают небольшой участок, поэтому лучше не вышивать их, как обычно, на полосках, а использовать под такую вышивку кусочек водорастворимой канвы. В этой небольшой работе используется шесть цветов. Работа очень простая, поскольку цвета просто следуют один за другим в виде полос. Вышивка на полотенцах с логотипом достаточно быстро выполняется, поскольку содержит немного цветов и имеет небольшие размеры.

Банные полотенца с вышивкой

Украсьте с помощью яркой интересной вышивки пляжные или банные полотенца. Такую идею по достоинству оценят самые маленькие представители вашей семьи. Детки с удовольствием будут вытираться полотенцем, на котором изображены яркие представители подводного мира или герои любимых мультфильмов. Как правило, вышивка на полотенцах для ванной комнаты выполняется на полосе канвы и потом пришивается. Например, можно использовать чудесную схему с разноцветными рыбками. В данной работе использовано 26 цветов для крестиков. А также бэкстич трех цветов и даже французские узелки. В верхнем левом углу рисунка можно увидеть ключ с соответствием значков номерам нитей. В этом ключе обозначения заданы для ниток двух производителей. Это нитки ДМС и Анкор. На схеме отмечена середина черными стрелочками. После того как вышивка будет закончена, ее следует постирать в прохладной воде, погладить и пришить к полотенцу используя и предварительно подвернув края канвы. Конечно же, нить для пришивания подбирать необходимо в цвет канвы. И еще один важный момент. Игла, которой вы будете пришивать канву к полотенцу, должна иметь острый кончик.

Полотенца для кухни

Отличным украшением для кухни будет вышивка на вафельных полотенцах. Такой подарок сумеет порадовать любую хозяйку. Если вы хотите изобразить что-то многоцветное с большим количеством деталей, то лучше использовать водорастворимую канву. Но если вы подберете узор попроще, то вполне легко будет вышивать прямо по ячейкам такого полотенца. Например, вот такие сердечки. Для отшива такой схемы потребуется всего два цвета ниток. Красный и розовый. Центр схемы обозначен черной стрелочкой. Неплохо смотрятся на вафельных полотенцах всевозможные орнаменты и узоры. Они могут вышиваться одним или двумя цветами.


Конечно, более сложные схемы вышивать на клеточках полотенца гораздо труднее, но здесь еще все будет зависеть от размера и формы ячеек. Иногда они бывают слишком крупные или имеют прямоугольную форму. Все это усложняет процесс вышивания. Рассмотрим более сложную схему для кухонного полотенца, которая содержит целых три орнамента. Для выполнения такого полотенца с вышивкой, понадобится гораздо больше цветов. Сбоку на схеме имеется ключ с указанием цветов нитей. Помимо крестика на такой работе должен быть использован шов «назад иголку».

Подобная вышивка наилучшим образом будет смотреться на полотенцах, которые имеют вставки для вышивания. Или можно выполнять ее, используя водорастворимую канву или такой же флизелин с нанесенной сеткой, которая будет соответствовать тому или иному каунту Аиды.

Схемы вышивки полотенец




Занимает особое место среди других стилистических направлений. Она не только красива, но и очень многогранна. На огромной русской территории разные губернии использовали свои отличительные техники. Помимо этого различия были и в используемых материалах, и в цветовой палитре.

Чем интересен этот вид рукоделия?

В каждой стране вышивка и другие способы украшения одеяний различны и неповторимы. Русская вышивка делилась на несколько типов:

  • городская;
  • крестьянское рукоделие;
  • вышитые мотивы, которые использовались как оберег.

С ранних лет (приблизительно с 5-6) крестьянских девочек обучали искусству вышивки, шитья и даже создания кружев. Именно они, в отличие от городских девушек, тщательно чтили традиции и старались передавать все культурные особенности (орнаменты, узоры) в своих произведениях. Вышивали различными способами: крестом, обычной гладью, московским швом.


Русская вышивка — старинный вид народного искусства

В то время был обычай, согласно которому девочки с 5-ти лет должны начинать готовить себе приданное, которое было достаточно объемным.


Картина «Крестьянка за вышивкой». Малявин Филипп Андреевич, Россия, 1869-1940

Они должны были украсить крестом и другими стежками различные текстильные принадлежности (скатерти и полотенца), предметы одежды.


Искусство вышивания имеет многовековую историю

В качестве одежды выступали многочисленные сарафаны, высокие юбки, шубки, рубахи, передники и т.д. При этом готовился не один комплект одежды, а несколько (для каждого отдельного случая либо празднества: свадьбу, празднество, гуляния, для работы и т.п.).


Сундук с приданым

Городские девушки старались внести в узоры своих творений немного европейской моды. Большое влияние на вышивку оказывал французский стиль.

Вышивка в французском стиле

Не менее популярной была вышивка, которая использовалась в качестве оберега. Наиболее популярной техникой исполнения считался крест. При этом даже самая маленькая деталь в такой вышивке имела свой смысл и значение.


Славянский оберег вышитый крестиком

Орнаменты и узоры крестом были достаточно разнообразны, но наиболее популярным считалось изображение Роды – матери, которую окружали олени. В качестве оберега ее часто можно было увидеть как на одежде новорожденных деток, так и на свадебных нарядах. Считалось, что она будет оберегать своих владельцев от различных напастей.


Вышитый оберег с изображением

Каждый из этих типов невероятно красив и имеет свои особенности. Помимо этого, у каждой области были некоторые свои отличительные черты.

Северные традиции

Народные традиции севера, к которому относятся Карельская АССР, Вологда, Архангельск и Ленинград, были едины. Наиболее популярными техниками были гладь, косые стежки, роспись.


Вышивка полным крестом была распространена только при создании некоторых оберегов.


Наиболее популярной была роспись, которая по своей сути являлась полукрестом. Она представляла собой мелкие стежки, преимущественно яркого красного цвета, которые создавали определенные узоры. После того, как окантовка была готова, внутреннее пространство заполнялось другими декоративными швами. В некоторых случаях также использовался декор краев. Для этого делались дополнительные штрихи, узоры из звездочек либо снежинок.


Старинная русская вышивка, как и процесс вышивания, имела обрядовое значение, была близка к аграрным обрядовым действам

Красиво смотрелась и белая строчка. В качестве основы для вышивки использовалась немного разреженная ткань, которая слегка просвечивалась.


Белая вышивка

Таким образом, плотный белоснежный сюжет на легком и прозрачном фоне смотрелся восхитительно.

Особенности южан

Южные области (Воронежская, Тамбовская, Орловская, Курская и Пензенская) характеризовались наличием различных геометрических орнаментов. В этих территориях была вышивка росписью, белой строчкой, иногда крестом и другими швами.


Вышивка росписью

Но наиболее распространенными считались цветная перевить и счетная гладь.


Вышивка гладью по белоснежному шелку

Цветная перевить несколько похожа на белую строчку. Главная черта, которая объединяет две этих техники, это использование полупрозрачной тканевой основы. Такая техника была достаточно сложной, особенно если за основу был взят достаточно большой красочный сюжет. Поэтому наличие вышивки в таком стиле было очень престижно и свидетельствовало об определенном достатке семьи.


Цветная гамма была достаточно разнообразной:

  • Рязань славилась своей вышивкой в синих тонах;

Рубаха вышитая в синих тонах
  • в Смоленске можно было часто встретить золотой фон и красочные лимонные, оранжевые, красные и белые сюжеты;

  • Тула и Калуга характеризовались красновато-белой гаммой, в которую вкраплялись самые разнообразные (синие, голубые, зеленые и желтые) вставки;

Русская вышивка — явление чрезвычайно сложное и многогранное
  • в Калининграде использовался яркий малиновый фон, а сюжет создавался из различных алых, белых, зеленых и золотистых нитей.

Вышивка — едва ли не самое развитое искусство среди многих видов русского народного творчества

При этом, главной геометрической формой был ромб либо квадрат. Они вышивались с выступами по углам, диагоналями, спиралями и т.п. Фигуры расставлялись друг за другом, расшивались двойным крестиком, поддевчатым швом, гладью, косой стежкой. А в качестве материала использовались шелковые нити.

Вышивальные ритмы в центре России

Центральные районы неплохо комбинировали традиции как северных, так и южных территорий. Но при этом они добавляли свою «изюминку». С Севера они позаимствовали белую строчку, а также присущие для нее мотивы и сюжеты. По сей день эта техника используется для украшения текстильных изделий в Ивановской и Калининской областях.


Русская вышивка — неотъемлемая часть искусства русского народа

В некоторых областях (Ярославль, Кострома) белая строчка была несколько модернизирована. Вместо традиционных полностью белоснежных сюжетов стали появляться белая вышивка с цветным контуром, декором из золотых, голубых и розовых нитей.


В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит

Наиболее изысканно смотрелась вышивка в Костромской области. Там рукодельницы использовали для создания своих произведений искусства в основном пастельную гамму и шелковые нити. Благодаря спокойным цветовым переходам вышивка смотрелась невероятно красиво, а шелк придавал изделию блики и переливы.


Белоснежная вышивка шелковыми нитями

Традиционная для Севера роспись также модернизировалась. В отличие от исходного варианта, в центре она выполнялась с большей густотой зашивки, поскольку в работе использовались в основном шерстяные нити. Изображение ромба в русской вышивке

Уникальная технология прославила Горьковскую область. «Горьковские гипюры» были необычайно изящной техникой. Самым распространенным мотивом для горьковской ажурной вышивки считается розетка средних размеров с округлыми углами в форме ромба.



С первого раза во всех стилях и техниках народной вышивки разобраться достаточно тяжело. Ведь в каждой области были свои особенности, которые отличали ее работы от других. Наиболее точно культурные особенности сохранялись в крестьянском типе вышивке, а также в технологии изготовления сюжетов-оберегов.

Тема урока: Эскиз орнамента вышивки на полотенце.

Тип урока : комбинированный

Цель урока : Знакомство с символическим значением полотенца.

Задачи:

Познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.

Развитие образного мышления, художественного вкуса, творческой активности, самостоятельности.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, к национальным традициям.

Оснащение урока : Мультимедийный проектор, компьютер, магнитная доска, иллюстрации с изображением вышитых изделий, таблицы с изображением знаков символов, рисунки вышивок, вышитые работы, презентация в формате PowerPoint (Приложение 1).

У ученика: бумага, фломастеры, краски, кисти, белая бумага, ножницы.

Ход урока:

Организационный момент:

    Приветствие.

    Проверка готовности к уроку.

    Проверить отсутствующих в классе.

    Сообщение темы и целей урока.

Основная часть:

    Беседа о символическом значении вышивки и полотенца в жизни русского человека.

    Постановка художественной задачи.

    Практическое выполнение задания.

    Подведение итогов, выставка работ.

Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности. Все, что окружало человека в каждодневном быту, было заботливо украшено трудолюбивыми крестьянскими руками.

С древнейших времен почитали на Руси умение создавать на ткани дивные шитые узоры. Занимались этим искусством на протяжении многих веков женщины любого возраста и сословия.

Но самое большое распространение вышивка в русской деревни, где разнообразные узоры были самым главным украшением одежды и предметов быта.

Учиться вышивать девочки начинали с 7-8 лет и уже с детства готовили себе приданое.

Из поколения в поколение передавались узоры и приемы мастерства, и художественные особенности древних вышивок. Каждая из вышивальщиц дополняла полученные сведения чем-то своим. Но традиция при этом не разрушалась.

Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции в христианскую.

На полотенце вышивали узор красными нитками - это был древний оберег дома от злых духов.

Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти. Родился маленький человек, бабка- повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.

На голый животик ребёнку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти. Сомкнулись концы пояска, получился круг-символ солнца и бесконечности. Распоясался- значит, открылся нечистой силе.

Ребёнка пеленали в свивальник - узкую длинную полоску ткани, это тоже полотенце.

У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром - от ночных страхов и ужасов, вечером- от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило, и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.

На свадьбе жениха и невесту родители встречали и благословляли с полотенцем в руках, на котором были хлеб да соль. Это полотенце называли свадебным.

И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Это погребальные полотенца. На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Погребальные полотенца после совершения обряда отдавали в храм, на помин души.

Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого распространённого и древнего предмета народного быта- полотенца.

Все полотенца имели вышитый узор. В вышивках воплощались древние народные символы и обряды.

Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Изображалось оно окружностью, цветком.

Косой крест с загнутыми концами – солярный знак - солнцеворот (смена дня и ночи, времен года).

Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Её называли «Кормилица – мать-сыра Земля».


Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры (Макошь) с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.


Считалось, что птица приносит добро человеку. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам.

Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.

Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.

Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.

Основными цветами в вышивках были красный и белый.

Белый цвет почитался как символ красоты и чистоты.

Красный цвет – символ огня – в народном представлении прекрасный, красивый. В вышивке присутствуют и другие цвета, но белый и красный – главные.

Постановка художественной задачи.

Выполнить свой эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

Практическое выполнение задания.

Постараться создать композицию из знаков-символов, по-разному решить один и тот же изобразительный мотив. Из тонкой бумаги вырезать «кружева» и украсить ими полотенце.

Подведение итогов.

В конце урока на доске организуется экспресс- выставка готовых работ

Литература

Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914.

Афанасьев А.Н. Дерево жизни. М., 1983.

Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. М., 2001.

Велесова книга. М., 1995.

Гордиенко Н.С. “Крещение Руси”: факты против легенд и мифов. М., 1984.

Демин В.Н. Заветными тропами славянских племен. М., 2002.

Казаков В. Мир славянских богов. М., 2000.

Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга / Сост. А.И.Баженова, В.И. Вардугин. Саратов, 1993.

Коринфский А.А. Народная Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц. Смоленск. 1995.

Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. Л., 1988.

Левкиевская Е. Мифы русского народа. М., 2003.

Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М., 1996.

Мифы народов мира. М., 1997.

Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000.

Петрухин В.Я. О функциях космологических описаний в погребальном культе // Обычаи и культурно-дифференцирующие традиции у народов мира. М. 1979. С. 3-16.

Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси. – Смоленск, 1995.

Повесть временных лет. Ч. 1 – 2. М.- Л., 1950.

Рыбаков Б.А. Древняя Русь: сказания, былины, летописи. М., 1963.

Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994.

Славянская мифология. Энциклопедический словарь. / Ред. В.Я. Петрухин, Т.А. Агапкина, Л.Н. Виноградова, С.М. Толстая. М., 1995.

Топоров В.Н. Из славянской языческой терминологии. // Этимология 1986-87. М., 1989. С. 3-50.


А) Полотенце

Б) Рукотерник

В) Рушник

Г) Ручник


… Баба-яга истопила баньку. Андрей выпарился, вымылся, достал женину ширинку и стал ею утираться.

Баба-яга спрашивает:

Откуда у тебя ширинка ? Ее моя дочь вышивала.

Твоя дочь мне жена, мне и ширинку дала…

Русская народная сказка «Поди туда – не знаю куда принеси то – не знаю что»


Какое название вам больше нравится?

  • русское полотенце, рукотерник, ручник, утирник, полка, ширинка;
  • украинское рушник;
  • белорусское рушнік, уціральнік;
  • болгарское ръченик, пошь, рута, обрус, пешкир, тестемел, чевре, кесария.

Полотенце - резное украшение вдоль окон, по краям крыши у деревенских изб.

Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка

Полотенце

Толковый словарь русского языка С. Ожегова

Полотенце - бельевое изделие в виде удлиненного полотнища для вытирания, обтирания.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка

Полотенце - Узкая и длинная полоса ткани, преимущ. льняной или бумажной, для вытиранья частей тела или посуды.

Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова



Какими инструментами и материалами пользуются вышивальщицы?

Желательно, чтобы отвечали мальчики.


  • Как выполняли узоры на ткани?
  • Какие цвета использовали в вышивке?
  • Какой смысл несли вышитые узоры?

Виды вышивок

По идущим из глубины веков заветам все женщины на Руси обязаны были владеть искусством вышивания и заниматься украшением тканей все свободное время. Кто может назвать названия вышивок? В чем их характерные особенности и отличия? Рабочая гиперссылка (изображения вышивки) на слайды 10,12,14



  • Гладь счетная - это одна из наиболее древних техник вышивания. Характерной ее особенностью является то, что вышивание ведется по счету нитей ткани параллельными стежками, удаленными друг от друга на одну нить.
  • Счетные вышивки были удобны тем, что но не требовали от мастериц никаких дополнительных приспособлений, зато давали простор для фантазии и творчества.


  • Вышивка крестом – это наиболее распространенный вид народного искусства. Точно неизвестно о том, когда и где впервые начали вышивать.
  • Но история возникновения вышивания предположительно идет вместе с появлением первого стежка, который был сделан каменными иглами при шитье одежд из шкур животных…



  • Пред вами один из видов народного промысла.
  • Как называется этот вид вышивки?
  • Какие цвета ниток используют?
  • Вспомните основные мотивы славянской символики…

Растительность – символизировала идею цикличности, смену времен года. Раздаточный материал.




Богиня Макошь – мать урожая. С поднятыми руками и символизировала весенний солнцеворот (весеннее солнце). С опущенными руками – осенний солнцеворот (осеннее солнце). Лада – богиня любви, браков, плодородия, часто изображалась верхом на коне.

Сформулируйте тему урока. Составьте предложение (можно менять окончания, добавлять предлоги).

Вышивка Мотив Орнамент Образ Русская Народная

Закончите предложения

  • Сегодня на уроке я…
  • Больше всего мне понравилось…
  • Самым интересным сегодня на уроке было…
  • Самым сложным для меня сегодня было…
  • Сегодня на уроке я почувствовал…
  • Сегодня я понял…
  • Сегодня я научился…
  • Сегодня я задумался….
  • Сегодняшний урок показал мне…
  • Я хочу узнать больше о …